Сатриани бодрячком!
Какое-то время назад мне попался кавер на композицию Сатриани «Time». Исполнял некий Rick Graham, и все бы ничего, но случилось так, что композицию эту я хорошо знаю, и моментально в глаза (или уши?) бросилась нечеловеческая разница в исполнении простейшего риффа в самом начале. Немедленно было решено написать заметку для сайта, где я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты игры риффов. Собственно, вот она, эта заметка.
Во время обсуждения вопроса выяснилось, что рифф этот играл на аудио вовсе не Рик, а некий гражданин, сделавший минус на эту песню. Однако насколько мне известно, видеоряд целиком принадлежит Грэхему. И именно на видео видно, как получить такой вот звук на риффе.
Для того, чтобы детально рассмотреть вопрос, давайте послушаем рифф из исходной композиции. Исполнил его сам Сатриани.
И точно также послушаем теперь рифф из того минуса, на который играл Грэхем.
Многим будет тяжело услышать разницу сходу: все же тут решающее значение имеет слух, опыт и так далее. Если вы этим не занимались регулярно, не слушали и не анализировали свою собственную игру, то будет сложно, однако я постараюсь максимально подробно объяснить, что тут и к чему.
В первую очередь лично для меня имеет оценка чисто на уровне ощущений. В первом случае ощущение абсолютной монолитности: барабаны, бас и гитара играют как один цельный организм. Благодаря этому гитара обретает несвойственный ей в принципе «панч»: она буквально стреляет, резко и четко.
Во втором случае по ощущениям — лебедь раком щуку. Гитара стоит отдельно, фанера — отдельно. Гитара по ощущениям ватная, как будто размазанная, ни о какой четкости и резкости речи даже не идет. Почему так происходит? Вот для ответа на этот вопрос мы пойдем немного дальше и разберем как сами записи, так и немного теоретически то, что происходит со звучанием гитары в таких случаях.
Обратим взор на аудиограмму записи Сатриани. Вот она:
Мы видим три звука. Первые два — это гитара Сатриани вместе с барабанами, третий — просто малый барабан, без гитары. Обратите внимание на резкость его атаки: рост амплитуды буквально взрывной, поэтому атака выглядит буквально как стенка. Это типичная характеристика для многих ударных, как электронных, так и акустических — рост амплитуды сигнала очень быстрый. Кстати, бас-гитара тоже звучит достаточно «быстро», хотя и не так, как барабаны, но тем не менее достаточно для создания нужного эффекта. А что это за эффект? Это эффект в первую очередь контраста. Так сложилось, что во многих аспектах нашей жизни мы реагируем лучше всего именно на контраст. Это проявляется и в работе нашего организма, например, наши глаза даже будучи сфокусированными на неподвижном объекте, совершают небольшие движения — микросаккады. Или тактильные ощущения: наши рецепторы не реагируют на статичные раздражители и отключаются примерно через 40 секунд, когда раздражитель перестает меняться. Сидим мы без майки, потом надеваем — и сразу ее ощущаем, но впоследствии — многие ли из вас ощущают надетую одежду, кроме явного дискомфорта?
Но помимо этого на контраст мы реагируем и, например, на более высоких уровнях работы нервной системы. Начиная от контраста, используемого для выделения нужной части изображения на фотографии или рисунке, и заканчивая даже построением композиции, когда слушателя какое-то время маринуют на монотонном куплете, зато потом дают жирную гармонию и богатый звук на припеве. Я уж молчу про динамику: послушайте, как этот аспект применяет симфонический оркестр.
Так вот, если взять обычный музыкальный коллектив, то как правило самым впирающим слушателей инструментом являются барабаны. Я считаю, что причина этого в том числе и в звуке: они резкие, плотные, широкие по спектру (бочка начнется в самых низах, а железо добьет до самых верхних границ диапазона). Кстати, я заметил, что когда даже у попсовых артистов объявляют музыкантов, то громче всех хлопают именно барабанщикам, разве что если другие музыканты не делают чего-то экстраординарного, оттягивая на себя внимание слушателя. Понятно, что барабаны и выглядят круто, палочки там летают в разные стороны и так далее, но это в первую очередь громко, резко и жирно.
Что мы видим на аудиограмме, когда одновременно с барабанами играет гитара Сатриани? Да в принципе то же самое: стенка никуда не делась, рост амплитуды по-прежнему резкий и плотный, несмотря на небольшой хвостик перед атакой. То есть с точки зрения контраста громкостей ничего по сути не изменилось.
А вот теперь посмотрим, как та же картина выглядит на записи Грэхема:
На первых двух ударов стенка превратилась в некую горку: звук въезжает в пик гораздо медленнее. Это и есть гитара: она фактически уничтожила атаку ударных, размазав общее звучание записи. Как она так смогла сделать? Основных причин две.
Первая — гитара по ритму находится впереди ударных. Иными словами, гитара немного торопится, давая звук раньше барабанов и таким образом превращая плотную атаку барабанов в жидкую атаку самой гитары. Да, именно так: как бы мы ни извлекали звук, резкость нашего звука вряд ли будет соответствовать барабанам. Такова природа нашего инструмента.
Вторая — гитара имеет медленную атаку вследствие исполнительских причин. Большинство людей не задумывается над таким аспектом исполнения, как хлесткость удара на акцентах, в риффах и так далее. Но даже элементарный процесс типа прохождения струны медиатором может сильно размазать атаку как таковую. Попробуйте прислонить медиатор к струне и медленно стащить его со струны: атаки как таковой не будет, нота буквально въедет на звуке скрежета медиатора об струну. И в то же время если мы разгоним руку достаточно, то медиатор струну пройдет быстро и время их соприкосновения будет минимальным, а атака станет быстрее.
Что при этом мы видим на видео Грэхема? Совершенно верно: он (или не он) стаскивает медиатор со струны, возможно, повторяя как раз звук, записанный на минусе.
Ради интереса я в аудио-редакторе измерил длительность этой жирной горы: сколько времени собственно длится атака, пока сигнал не достигнет пикового значения. На одном из ударов это время составило 75 миллисекунд. Чтобы понимать, что это за время: это длительность одной секстоли при темпе 133 удара в минуту. То есть если возьмем мальмстиновскую «Trilogy», то вот в основной теме быстрые ноты длятся чуть больше — там темп 250 и играется тема триолями. Можно ли такую величину считать допустимой погрешностью? Не думаю.
И вот тут наступает самое интересное. Возникает вопрос, а то и аргумент: «я так вижу!». Действительно, на первый взгляд может показаться, что такая оценка звука, мол, вот это хорошо, а вот это — не очень, является субъективной. И таки да, она действительно субъективна! И именно будучи засыпанным такими мнениями от форумных экспертов, Юра Мэйлян в свое время громко и однозначно ушел с этих самых форумов. А ведь он всего лишь пытался продвинуть там примерно те же идеи, что фигурируют в этой статье. Но ятаквижу и атыктотакой были намного сильнее, взяли числом и свободным для писанины и разгильдяйства временем и противник был повержен.
Так вот, действительно можно всегда сказать, мол, а мне наоборот нравится торопящаяся гитара на записи Грэхема, и совершенно не устраивает резкий рубленный звук у Сатриани. И никаких проблем тут нет: можно еще искренне переться от поедания разных непищевых субстанций, однополой любви и даже получать удовольствие от концертов Зинчука и Табачникова.
Однако лично я для себя и окружающих меня людей отвечаю на это весьма однозначно. Ни у одного из всемирно известных и сформировавшихся музыкантов я не слышу такого исполнения риффов, как у Грэхема. Почему-то все они играют жестко, плотно и четко. Будь то Вай, тот же Сатриани, Ван Хален, Гилберт и так далее и тому подобное. Выходит, что все «отцы» играют вот так, а разные остальные — как-то иначе. Если предположить, что у кого-то из нас есть шансы встать в один ряд с теми, на ком мы учимся и у кого мы впитываем мастерство, то очевидно: люди, внимающие «отцам», будут ближе к ним, а люди, ориентирующиеся на непонятно кого, будут максимум тоже непонятно кем.
53 Комментария:
Мимокрокодил
25 мая 2015, 06:08
Эй, а Табачникова-то за что? :-)
Саня
25 мая 2015, 10:30
В принципе, по делу статья, но всё же, как говорили древние, de gustibus nоn est disputandum. Может, кому-то и не хочется быть "ближе к отцам"...
Вановсарафано
25 мая 2015, 16:44
Эй, а Зинчука-то за что? :-)
Иван
25 мая 2015, 19:46
Спасибо за статью, Паш. А то как раз посмотрел твою последнюю молнию, где ты в частности говорил про Грехема, и понял, что если мне не указать, что не так, я пока услышать это не смогу. А здесь все четко и по полочкам.
Илья
26 мая 2015, 15:55
С творчеством Зинчука особо не знаком, а вот про Табачникова интересно?:-)
Алексей
28 мая 2015, 10:04
Кстати, Паш, а как там Юрий Мэйлян поживает, а то от него вестей вообще не слышно?
доброжелатель
29 мая 2015, 00:43
Павел - у меня к вам только один вопрос - вы на полном серьезе считаете что Rick Graham не умеет играть рифы той техникой о которой вы тут пишете и именно это является причиной того как он это делает на видео?=)))))))
Павел Забуруев
29 мая 2015, 01:15
доброжелатель, я считаю, что он не умеет играть риффы этой техникой? Минус сколько зрение должно быть, чтобы увидеть это в заметке? Где это написано?
доброжелатель
29 мая 2015, 12:03
зрение у меня ужасное, простите - куплю очки) конечно вы нигде этого не пишите. но не трудно понять из написанного что вы считаете Грэма как минимум "не сформировавшимся" музыкантом - то есть вроде как может и умеет но почему то не делает) - то есть не совпадает с неким гипотетическим мерилом истины в последней инстанции..) Интересно так же ваше мнение насчет того - насколько вообще принципиален этот момент c неправильной атакой в рамках всей композиции для слушателя?
Павел Забуруев
29 мая 2015, 12:26
Ничего подобного я не считаю, это выдумки. Я вообще несильно знаком ни с творчеством, ни с исполнительскими возможностями гражданина. В заметке сказано про рифф, в одном случае он сыгран так, в другом — иначе. Про то, что я там считаю, как о ком думаю и какие истины декларирую, лучше фантазировать в другом месте.
недоброжелатель
29 мая 2015, 13:59
Хз, насколько принципиален, но у Сача звучит гораздо качевее, от каждого удара очко сжимается, пардон.
зложелатель
30 мая 2015, 01:19
Кому там интересно про Табачникова, отвечаю: он лох.
Павел Забуруев
30 мая 2015, 19:46
Ну вы блин даете.
ритм
01 июня 2015, 14:58
нормальный поц, как может развивается, опять же забавные обзоры гитар у него)Просто не технарь,наверное, ну а музыка его-ну х.з, на вкус и цвет
доброжелатель
01 июня 2015, 21:26
Если оторваться от бесконечно высоких материй, то лох Табачников как минимум видео-блоггер и музыкант с собственным материалом! Человек играет на гитаре ровно столько сколько ему нужно для его концертов и записей. У него при всем эм есть какие ни какие поклонники, для которых видимо он и старается. Плюс еще что то зарабатывает при этом. Лучше наверное быть лохом Табачниковым чем крутым комментатором, чье самое большое музыкальное достижение это комментарий на этом форуме. Короч лана - сорри за вброс просто накипело блин. Пойду лучше пофантазирую про Забуруева где нить в другом месте....
Павел Забуруев
01 июня 2015, 23:12
Ну давайте еще про Куклачева поговорим.
зложелатель
02 июня 2015, 00:38
Слушайте, а есть примеры записей, где гитара играет вперед барабанов и это звучит хорошо и в тему?
Сколько я такого не встречал, это всегда звучит как бег впереди паровоза.
Павел Забуруев
02 июня 2015, 14:54
Я не особо в теме по этой музыке, но один весьма компетентный товарищ мне в свое время рассказывал, что когда играют джаз с шаффлом, то там нельзя играть назад и надо играть наоборот впереди. За точность слов и достоверность информации не ручаюсь: разговор был лет 10 назад, могу переврать нечаянно.
Илья
02 июня 2015, 15:35
Поддерживаю Доброжелателя, чувак занимается любимым делом и еще этим деньги зарабатывает, а это не каждому дано в жизни, я про Табачникова
Павел Забуруев
02 июня 2015, 19:53
Поддерживаешь в чем?
Не Табачников
02 июня 2015, 21:42
Павел, аргументируй уже про Табачникова. Как по мне, он лучший гитарист России, делающий чисто гитарную музыку (не по технике игры, конечно, но по результату).
У меня, конечно, баттхерт, но все же как-то не красиво с твоей стороны сравнивать концерты Табачникова с однополой любовью, тем более не аргументируя.
Серже Фаберже
02 июня 2015, 22:45
Парни расслабьтесь уже со своими наездами, с таким же успехом можно кидать, к примеру, про Павла Додонова "(типа делающий чисто гитарную музыку (не по технике игры, конечно, но по результату)". Вот где тогда грань между музыкантами? Додонов тоже вроде как инструментальные гитарные композиции делает, тоже эксперименты со звуком проводит. Но вот конечный продукт, это уже другой аспект деятельности. У каждого разный порог восприятия и, конечно же, вкус. Вот кого-то тот же Грэхем втыкает, даже есть коммент на Тюбике (что-то в духе: "мне нравится эта версия больше оригинала"), а кому-то вот уши режет от кривой игры и чрезмерной компрессии. И к слову, автор данного сайта никому ничего не должен, он просто высказал свою точку зрения, а как известно в соответствии с ст.29 Конституции РФ, у нас гарант свободы мысли и слова. А всякий императивный посыл в духе: "ну-ка быстро метнулся и пояснил по-пацански", ну некрасиво же.
Павел Забуруев
02 июня 2015, 22:49
> Павел, аргументируй уже про Табачникова
Аргументировать что?
> не красиво с твоей стороны сравнивать концерты Табачникова с однополой любовью
А я разве сравнивал?
Musicman
03 июня 2015, 16:07
Павел, зачем Вы пишете подобные посты? Вы хотите сказать что играете и понимаете как играть лучше чем Рик? Извините, но уровень у Вас разный.Вы тем самым мнение о себе только портите. То что он не так сыграл как оригинал ни о чем не говорит. Он может сыграть как хочет, это кавер вообще-то.
Павел Забуруев
03 июня 2015, 16:13
> зачем Вы пишете подобные посты?
Чтобы лично тебе насолить, зачем же еще
Musicman
03 июня 2015, 17:33
Павел, да мне то чего?) Вы себе насолили таким постом.
Павел Забуруев
03 июня 2015, 18:27
Пойду повешусь теперь.
Иван
04 июня 2015, 07:33
Про Табачникова, кстати, поднята интересная тема. Я его как-то никогда особо не слушал, не возникало интереса. Но по умолчанию считал, что он норм гитарист. Сейчас же, прочитав эту статью, я, слегка удивившись, решил-таки его послушать.
В общем, послушал песни 2-3 и выключил нафиг. В плане музыки ничего интересного там нет. Мелодия все время топчется на месте. Ну, по крайней мере на мой непрофессиональный слух. Наверное, музыкальный (а не исполнительский) аспект и имелся здесь в виду.
Так что еще одно заблуждение для меня развенчано. Что, конечно, не отменяет того, что у него прикольные обзоры.
Илья
04 июня 2015, 12:09
Статья хорошая, все хорошо разложено касательно практической части вопроса, и не важно Грэхэм там был или нет, цель статьи донести знания до людей. Пишите ещё, Павел). А Табачников прочитает статью, сделает выводы и поднимет уровень:-)
Доброжелатель
05 июня 2015, 14:52
Блин че то тут какой то лютый троллинг начался)) Я вообще, если серьезно, про Грэма тут по приколу написал - зная что Павел не упустит возможности что нить съязвить в ответ=)) Риф действительно записан по дилетантски - пик атаки гитары отстает от пика бочки из за чего гитара не стреляет а как бы волочится за ней (что отлично видно на приложенных к статье фото). Плюс на мой личный взгляд сам звук записанной гитары не очень подходит для этого рифа. Любому мало-мальскому нормально обученному гитаристу это и так понятно. Павел же разжевал тут это для новичков которые в силу уровня просто не услышат и не предадут этому значения. Что до Грема в целом - по моему он даже близко ничего выдающегося в плане музыки не делает - гоняет по кругу заезженные 100 лет назад баяны. Техника исполнения не идеальна и вызывает 100500 вопросов. Лично я с таими лютыми дилеем и компрессией его больше 2 минут слушать не смог. На том же ютубе есть миллион гитаристов которые в 1000 раз интереснее в том числе и техничнее. Но если кому нравятся ребята типа Грема наверное это их дело - главное чтобы в радость) Павлу респект - хорошая статья, побольше бы таких.
Макс
05 июня 2015, 17:28
Про пики, про их отношение к атаке и про то, кто с кем там совпадает когда "стрелет", мало-мальски нормально обученным гитаристам неплохо бы посмотреть вот это: http://zaburuev.ru/videos/kontrol-v-audio-redaktore
Musicman
06 июня 2015, 09:19
Доброжелатель, какие баяны еще? Сатриани и Вай не баяны играют? Или Грэг Хау может тоже баянист ?))Объективно говоря,у нас нет ни одного гитариста который бы взял и так сыграл как Грэм. Вот так например, с таким звуком http://www.youtube.com/watch?v=JHA9jiu4ICI. Спокойно и без суеты. У нас все спешат куда-то, стараются побольше нот выплеснуть и каша получается.
Musicman
06 июня 2015, 09:27
Или вот http://www.youtube.com/watch?v=yVE4hsVJYXk
Саша
06 июня 2015, 11:48
Так вроде ж пока Грэм спешит куда-то, не?
доброжелатель
06 июня 2015, 12:10
Макс. И что я по вашему там должен был увидеть. - Да я знаю чт у ноты есть "въезд", знаю что при щипке он получается длиннее а сама нота обладает менее выраженным высокочастотным пиком чем при резком ударе. но какое отношение это имеет к тому что гитара н попадает в бочку. Он делает щипок - въезд в ноту растягивается нота пикует позже, пик менее выраженный. Что еще я не уловил)
доброжелатель
06 июня 2015, 12:14
ЗЫ я кстати не писал что пик гитары дожен совпадать с пиком бочки, если вы б этом, - это не возможно в принципе.
доброжелатель
06 июня 2015, 12:28
Да и кстати сравнивать бочку с кликом метронома это само по себе коммедия.
Макс
06 июня 2015, 14:19
Саша, у них своя атмосфера, свои высокочастотные пики и низкочастотные бубны :)
недоброжелатель
06 июня 2015, 19:33
Musicman, ну и что вы тут выложили? Особенно порадовал коммент в 10:19 - просто никак несформированное поливалово нотами взад вперед, вот это да. Откровенно говоря, переживать, что у НАС таких гитаристов нету - странно, ибо чем таких меньше, тем лучше
Musicman
07 июня 2015, 10:48
недоброжелатель, если для вас это несформированное поливалово, то вам тогда музыкой просто надо позаняться, выучить аккорды, гаммы, позаниматься звукоизвлечением, а потом писать что-то умное.
недоброжелатель
07 июня 2015, 20:25
Ага, и тогда у меня слезы из глаз просто вышибет, я пойму вселенский замысел, увижу свет, исходящий от игры Рика Грэма и в сладостном экстазе воскликну "Аллилуйя!"
Судья
08 июня 2015, 22:05
Забавно, что на первом видео, на которое ссылку дал Musicman, грэхем точно также не до попадает ( и не качает поэтому ), как и в треке сатриани! Особенно это слышно в самом начале, где только ритм гитара - реально мимо))) но и соло не сильно лучше, просто там не так важно
Судья
08 июня 2015, 22:07
Где-то на форумах шли разборки, что кавер на сатриани на самом деле не грэхем, а его шестерка какая-то записала, поэтому не качает... Но благодаря Musicman теперь точно понятно, что это он сам..) Либо оба видео шестерка писал))))
Саша
08 июня 2015, 22:39
Тоже обратил внимание на кривой дабл трек гитары в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=JHA9jiu4ICI
Или это тоже не он писал? )
Сатриани вообще всегда с довольно крутыми басистами и барабанщиками выступал и писался, какое видео не глянь. Видимо, не случайно даже самый простой рифф в его исполнении звучит как надо.
Rick Graham
09 июня 2015, 23:31
What is "vyalaya otaka" guys?
Виктор Зинчук
10 июня 2015, 02:24
Рик, шел бы ты отсюда... Время твоей музыки ушло... Тебя уже забыли, ты не нужен
Musicman
10 июня 2015, 08:25
Судья , у вас точно с ритмикой чтото)) помоему вы не слышите просто. Вообще вам вредно слушать не наших гитаристов и музыкантов. Наши обычно все в первую долю играют, наверное вам так понятнее))
Судья
10 июня 2015, 21:26
Как раз вы не слышите, он все время на опережение играет слегка и это убивает грув (по крайней мере в его варианте) - это есть и в риффе Сатриани, и в вашей первой ссылке это на ритм гитаре это еще нагляднее и лучше слышно! Вроде проигрыш такой крутой прогрессив рок ритмичный, а в реале - вяло. То есть формально он вроде как бы попал (для ученика мб ОК), но нету грува.
Может быть он не настроил дилей компенсацию в секвенсоре - уж очень четко "чуть-чуть вперед" он играет в обоих записях...
доброжелатель
11 июня 2015, 17:09
Musicman, Судья - "на опережение играет" -"чуть-чуть вперед" он играет в обоих записях...
Господа - то что на обсуждаемой записи, извиняюсь, ЗВУГ=ГОВНО - никому не показалось - может отчасти еще и по этому не качает))))
Виктор Цой
15 июня 2015, 00:14
А я могу лучше сыграть
lomov
12 августа 2015, 21:58
Имхо классиков надо играть точно , а не как левая нога захотела . Этак вы договоритесь до того , что и Паганини может кто как хочет играть, так что со статьей согласен, кроме что касается Табачникова, а Зинчук - каша.
Вован
04 декабря 2015, 21:51
Табачников - кривизна.
Ван Хален тоже вкривь и вкось и никакой плотности там нет, во всяком случае раннего периода, на гп разбирали
Случайный прохожий
02 февраля 2017, 16:24
ПОЗВОЛЮ ЦИТАТУ:
"Некоторое время назад (довольно давно) я слушал пару пластинок Джо Сатриани и, признаться, был озадачен вопросами – зачем эти пластинки записаны и кто их слушает?
Тут же, с развитием сетевого общения, стал раз за разом натыкаться на поклонников и их аргументацию и понял, что сильно заблуждался в своем недоумении: если бы Джо Сатриани не было, его непременно следовало бы выдумать, и вот почему:
Существует категория людей, которым мало знать, что они слушают хорошую, талантливую или красивую музыку; для душевного спокойствия им необходимо быть уверенными, что они слушают музыку сложную. Целенаправленное же изыскание в музыке сложности, как правило, отнимает много времени и способно перекрыть кран прочим источникам удовольствия; так вот, для того, чтобы сил тратилось поменьше, и существует на свете Джо Сатриани.
По поводу его всюду фигурирует три вечных аргумента: что он играет технично, изобретательно и в ритме 11/8. На деле это означает, что он быстро играет хроматические гаммы в размере, который является общим местом для академической и народной музыки уже лет триста; но, поелику у Джо Сатриани этот размер отбивает барабанщик Ямаха, а у какого-нибудь блядского Брукнера – банда контрабасистов, которые к тому же любят филонить и пропускать доли, то, разумеется, Сатриани в подобном состязании выигрывает с почетным счетом.
Чтобы долго не блудить словами, тут можно использовать либо формулу Цоя, насчет «Каждому вору – возможность украсть», построив по ее принципу фразу «Каждому поклоннику сложной музыки – Джо Сатриани»; либо же помянутую уже в предыдущем тексте максиму (неверно, каюсь) «На каждого мудреца довольно простоты», которую следует дополнить вторым отделением «А на каждого дурака – сложности».
Сложность - это не эстетический критерий; сложность сама по себе не значит ровным счетом ни шиша; в музыке же все сложное стремится к простому: темы – к кадансам, диссонансы – к разрешениям и так далее. Впрочем, данное наблюдение не имеет никакого отношения к поклонникам сложного Джо Сатриани: их можно только пожалеть. Это люди, ужаленные вирусом хитровыебанности. Им мало просто слушать. Музыка для них – не удовольствие и не предмет для размышлений. Музыка для них – статус. Статус, подтверждающий сложносделанность их души.
Да, и прошу прощения у тех людей, кому просто нравится Джо Сатриани. Хотя я этого решительно понять не могу, но уважаю, как и любой чужой вкус.
До тех пор, пока мне опять не начали объяснять, что у Джо Сатриани барабаны играют на 11/8."