Российский кастом-шоп
Пока рендерится очередное видео, вспомнилась история, которая крайне мощно характеризует столь необычное и, я бы даже сказал, экзотическое явление, как российский кастом-шоп.
Сразу скажу, что я ничего не имею против ни российских мастеров по гитарам, ни паяльщиков, ни еще кого либо. Ну занимаются они своим делом, гитары и усилки делают — да ради бога. Как с гомосеками: никому они не интересны, пока по-тихому дома долбятся. Но как и различные альтернативные сообщества, лично меня разные самопальщики начинают сильно раздражать в тот момент, когда они вместо тихой и спокойной жизни решают пройтись маршем по центральной улице, заявив, что их должны все любить.
Далеко не все мастера такие. Как и веганы, гомосеки, толерасты и прочие. Адекватные люди спокойно делают то, что им нравится, и им как правило никакого нет дела, любят ли их за их занятия или нет. Наиболее грамотные еще и лавандос на этом поднимают. Грамотные мастера для меня так вообще радость и счастье: мне вот однажды показали, как грамотно струну на колок намотать — так я до сих пор пользуюсь, до чего хорошо работает.
Но речь не о них, а речь — про парады. История эта была больше пяти лет назад, и началась она с того, что один товарищ, мне кстати знакомый и очень вменяемый человек, решил заказать себе на фирме Jackson гитару. Ему захотелось инструмент с рядом интересных опций, ну и раз человек может себе это позволить — заказ был оформлен, он дождался своей гитары, и по получении инструмента решил поделиться радостью, выложив фотографии и впечатления на форум.
Понятно, народ начал поздравлять: еще бы — инструмент выглядит клево (ну по крайней мере судя по фоткам), опции действительно необычные — чего бы счастью человека не порадоваться. Как вдруг в теме нарисовывается один мастер (так его и назовем — Мастер), работающий в одной большой мастерской (назовем ее Бренд: это действительно бренд, знают его все). Сообщение Мастера выглядит примерно так: я тебя, чувак, конечно поздравляю, НО! если бы ты заказал такую же гитару у нас, с теми же спецификациями, то мы бы сделали уж точно не хуже, но сто процентов дешевле раза в два-три, да и быстрее. Да и за что такие деньги платить — там одно только имя стоит несколько тыщ долларов (всегда было интересно, как мастера вычисляют стоимость имени), да и вот тут покрашено неправильно (не видя гитару, кстати, в глаза), а вот тут прикручено не так, а вот здесь мы вот лично в нашем Бренде делаем значительно круче, а тут на джексоне сэкономили.
Нужно упомянуть, что Бренд этот уже тогда имел, так скажем, сомнительную репутацию по части ремонта и изготовления гитар. Впрочем, даже я соприкоснулся с ним — один раз я отдавал туда гитару на шлифовку ладов, и что до этой операции, что после — в инструменте изменений было ровно ноль. В другой раз я присутствовал, как мой товарищ проверял заготовку для своей гитары, которую он у них заказывал: там были всякие фокусы типа косо вкрученных винтов под вилку флойда, в связи с чем прямо в мастерской Бренда был небольшой скандал на тему «ваши кривые руки опять сотворили шедевр».
Немудрено, что после столь мощного вброса Мастера началось настоящее бурление: часть посетителей открыто поливали разными субстанциями и Мастера, и Бренд, мол, маленькие вы еще, варежку разувать на Jackson. Другая часть поддерживала отечественного производителя — правильно, утрем нос пиндосам!
И так бы оно и продолжалось далее, и рано или поздно утихло бы намертво, если бы не одно большое «но»: нашелся мега-смельчак, который сказал — окей, я дам вам деньги, сколько будет стоить заказ такой гитары, а вы мне сделаете, и потом сравним. И вот тут-то началось самое интересное.
Закипело обсуждение, начались нюансы, работа над инструментом — пошла. Периодически выкладывались фотки процесса, многие из которых, впрочем, вызывали серьезные вопросы со стороны посетителей, например, когда Мастер покрасил гитару внезапно в другой цвет, нежели заказывалось, после чего обосновал в духе «сделал из лучших побуждений и собственного чувства прекрасного». Еще был взят топ другой толщины, чем в оригинале — «а я считаю, что только топ такой толщины должен зваться топом, а не как у них там, поэтому вот я сделал топ в своем понимании этого слова», потом был какой-то косяк со звукоснимателями — то ли не те поставили, то ли не так.
Каждый раз при некоторой задержке в работе с гитарами все это комментировалось Мастером примерно в том духе, что сегодня почтальон заболел и не принес фурнитуру; банка с лаком именно для этой гитары упала в преисподнюю и поэтому следующая банка приедет через месяц; внезапно гитара потерялась в цеху и нашлась только через неделю; закончились все отвертки, чтобы шурупы вкручивать, а новые в магазине не привезли, а в другом магазине учет, а в третий ехать никак, потому что дороги все перекрыли на неделю, а метро закрылось на санитарный день, ну и тому подобное.
Конечно, все это нехило подогревало интерес к тому, что же будет в итоге, а Мастер обещался записать гитары как следует, на студии, со всеми делами. И вот он! Этот день таки настал — гитара была готова. Все запаслись попкорном и внимательно начали следить за тем, что же будет дальше и как же гитара будет в сравнении с оригиналом. Подъехать и послушать-потрогать гитары вызвалось еще несколько человек, и в означенный день битва титанов состоялась. Если бы тут можно было вставлять звуки, то должна была звучать длинная барабанная дробь. И...
Гитара с треском сливает своему оппоненту. Ну точнее с треском — слишком грубо, наверное: все же по общему мнению сделана она была аккуратно, какие-то звуки издавала и тому подобное. Но даже мне было очевидно и даже по видюшкам с обычной видеокамеры, что по звуку настолько разница чудовищна, что говорить о ней даже как-то неловко. Перед тем, как написать эту заметку, я послушал еще раз, причем включив видео, специально проскроллил его вниз, чтобы не видеть надписи на грифах и не быть сбитым с толку.
Е-мое, ну там даже в динамики ноутбука разница смертельна, в мониторы — тем более, а уж про разницу вживую, видимо, можно и не говорить вовсе. Судя по сообщениям, все присутствующие были единодушны во мнении, что победить ненавистных пиндосов как-то опять не получилось. А что же Мастер, спросите вы? Признал ли все же разницу в классе инструментов? Вернул ли заказчику деньги за поделку? А вот и фигушки!
Мастер до последнего говорил, что все слышали неправильно, все предвзяты (особенно заказчик, ага), записывать надо было не так, делать надо было не то, чуть ли не играть надо было по-другому. На резонные вопросы о том, что может быть сам Мастер организовал бы, как и планировал, студию и все прибамбасы, начались стандартные «сегодня в студии заклинило дверь», «послезавтра прилетит из отпуска звукорежиссер» и тому подобное. Насколько лично мне известно, никакой студии не было, Мастер упорно стоял на том, что его гитара не хуже, а Бренд — не хуже джексона ни разу. А потом заказчик сдал ее им в комиссионку и они ее продавали.
Не знаю окончания этой умилительной истории, но что-то слышал про увольнение мастера. В общем, итог как обычно предсказуем: больше всего выпендривавшиеся на деле показать ничего не в состоянии. Потому как тот, кто может — тот просто делает, и при случае просто-напросто своей работой доказывает очевидное преимущество или уж как минимум конкурентный уровень с другими.
Завершить хотелось бы гениальной фразой собственно заказчика джексона, которая ставит жирную точку на всем данном вопросе:
все "косяки" объясняются мастером как:
1. его чувство прекрасного
2. непонмание обывателей настоящего звука
3. "а у них вон там тоже хреново покрашено"
20 Комментариев:
Динар
19 января 2015, 05:12
Я вообще прифегел с того, сколько в последние годы появилось этих мастеров и контор. Не доверяю им, лучше уж брать гитары у контор, которые этим занимаются несколько десятков лет. А еще заметил, что многие потом продают эти кастомные палки
Александр
19 января 2015, 06:12
Динар, могу согласиться и не согласиться. Сам играю на кастом-гитаре Российского мастера и лучше пока ничего в руках не держал. Собственно и не только я такого мнения об этой гитаре. Другое дело, что есть у нас куча шарлатанов, называющих себя мастерами, но по факту происходит так, как в статье Павла. Так уж у нас заведено, что люди в первую очередь нацелены на быстрый заработок, но даже не задумываются о качестве работы и о своем же имени, которое, в дальнейшем, кстати, могло бы дать ещё больший заработок и бесконечное количество плюсов в карму. А насчет продажи кастом-гитар момент спорный, ведь и некастомные продают, да и ещё больше. Тут, по моим наблюдениям, чаще играет роль то, что человек просто решил играть на другом инструменте с другими характеристиками, которые дадут другой нужный ему звук и ощущения.
гость
19 января 2015, 08:52
клёвая история, спасибо =)
пошёл читать оригинальные материалы =)
Дмитрий
19 января 2015, 09:17
О как! Прохладная история про убийцу Жаксона))) Я уж думал, что она канула в Лету. Помнится, потратил изрядно времени на то, чтобы осилить этот эпический срач.
Кстати, Павел, что тебе вдруг напомнило эту нашумевшую историю? Не спроста же она всплыла в памяти.
JK
19 января 2015, 11:17
А этот топик в анналах истории не сохранился?
Nokkard
19 января 2015, 11:18
Очень интересная история) Хотелось бы почитать первоисточник! Кому не лень поделитесь ссылкой!
Денис
19 января 2015, 11:32
Я бы не стал совсем обобщать поо всех мастеров в РФ. Мы тут, скорее всего, понимаем про какую контору идет речь, но не в этом дело. Люди, имеющие практику работы с заказчиком или выполнению заказов, понимают, насколько важно правильно поставить исполнителю задачу ( выдать т.н. Техническое задание). В нашей стране сфера услуг пока не развита и люди не в состоянии правильно оценить потребности клиента и выстроить ход выпонения работ в общем, в силу разных причин. Работа с клиентом - это отдельная работа. У пиндосов этот сервис развивался годами и пока они далеко в переди по этому компоненту. Я сам не мастер, но имею в арсенале несколько мастеровых инструментов и могу сказать что очень доволен и звуком и качеством исполнения. Другое дело, что мне в процессе заказа пришлось очень внимательно следить за процессом и корректировать ход выполнения опять же по той причине, что у нас с мастерами были разные представления о результате. В клнце концов все решалось как говорят юристы в процессе переговоров. С другой стороны мастер - это вешь в себе и прежде чем что-то делать, нужно этого человека внимательно изучить, изучить его работу и его самого. В случае же с описанным выше - бывает, просто человек не качественный попался, да и заказчик мог что- то неправильно сформулировать.
JK
19 января 2015, 11:50
Нашел первоисточник))
Адовая драма на 37 страницах)
http://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=103905.105
Павел Забуруев
19 января 2015, 12:00
Ну никто и не обобщает в духе «все гитарные мастера — криворукие» :)
Просто бывает вот такое, но что еще более показательно — это изначальная попытка засера результата работы на джексоне и позорная попытка пропиариться на классическом «все пидарасы, один я в белом». И эпичнейший фейл в виде ее мощного провала :)
В моем понимании круто пропиариться в данном случае можно было бы, взяв и сделав за свои деньги (это важно!) гитару, причем прямо по фоткам, никому ничего не говоря, причем сделать ее достойно, а потом написать, мол, вот сделали гитару за три месяца, вот так выглядит сравнение с оригиналом (в идеале — если сделать действительно не хуже, но это сложно), вот такая цена заказа на такую же гитару. Вот это было бы действительно круто, но для этого нужно иметь голову на плечах. В других случаях почти всегда получается вот так, как получилось.
Ну и аргументы типа «а у меня мастеровая палка и я доволен!» — ад :)
360
19 января 2015, 13:22
А все, похоже, на "тех самых" мастеров подумали и были правы, что и упростило поиск первоисточника. Да и форум, ясен пень, какой имелся ввиду...
Евгений
19 января 2015, 16:01
Знаю о каком человеке и какой мастерской идет речь, еще наверно в 10-11 году слышал эту историю от Паши лично на уроке. И вот совсем недавно (позабыв горький опыт данного товарища) отправил свой, вполне достойный, инструмент к ним на доработку. Признаюсь, я и сам могу настраивать прогиб грифа, высоту звучков, струн, пружины флойда и т. д., но в этот раз решил доверить все профессионалам, так как это был первый дорогой в моем владении инструмент. Естественно пересылка транспортной компанией стала мне в "копеечку", да и услуги "мастеров" не дёшевы, но черт с ним, результат решает. После 2х с половиной недель переписки (кстати, походу почту там проверяли не более одного раза в день) и ожидания, лады были отшлифованы и закатаны, мензура, прогиб и всяческие "высоты" отстроены, гитара отправлена. Инструмент прибыл ко мне через четыре дня, и вот оно, то чего я так долго ждал, за что отдал приличную сумму денег. Вскрываю коробку, достаю гитару, а там... Сразу скажу, инструмент отправил "мастерам" через неделю после покупки, то есть, совсем новый. Сразу же я почувствовал адовую вонь табака или даже махорки, это конечно что-то, не удивлюсь, если "мастер" пилил лады, закусив самокрутку в зубах. Гитара залапана, лак весь засаленный, гриф весь в грязи от рук, скопление всякого шлака у ладов. Ну ладно, простительно, может только в этом они небрежны. А что конечный результат? Ведь он же решает. Так вот ни в плане эргономики, ни в плане звучания ничего не изменилось. Струны стоят высоко, мензура настроена не совсем точно, на шестую струну терпенья "мастера" не хватило, на ладах следы от грубой закатки, первые лады даже излишне "подзализали" с краев, так, что любое неосторожное зажатие крайних струн ведет съезду струны с лада. Думаю понятно, что я в этот момент испытывал. А это всего лишь доведение инструмента до полного рабочего состояния, его точная настройка. Данная операция является заключительной при производстве кастомшоп инструментов, и то, что товарищи "мастера" так справляются с данным этапом производства гитары, заставляет задуматься о добротности исполнения других производственных операций при изготовлении. Такой вот опыт ставит под сомнение, репутацию мастеров столь именитой конторы.
гость
19 января 2015, 17:54
хотел бы сказать (по своему опыту заказа гитары в одной известной пендосовской мастерской, имеющей кучу хвалебных отзывов от граждан из разных стран): самопал - он и в штатах самопал... вроде бы почти всё как и должно быть, но вот это "почти" и ещё одно маленькое "но" - звук =) почему-то лучше у фабричных инструментов =)
если вы не адски заморочены на своих гениальных индивидуальных спецификациях, берите инструменты по своему вкусу и карману от известных производителей (благо, многообразие позволяет) и радуйтесь =)
Fireball
20 января 2015, 08:17
Гость отжигает)) это что за контора такая?
гость
20 января 2015, 08:52
Fireball, MJT, http://mjtagedfinishes.com/
вот, например, одна из гитар (точнее, корпусов, гриф фендеровский), играет Виктор Жук:
чистый - http://www.youtube.com/watch?v=A1LuXHimGTg
грязный - http://www.youtube.com/watch?v=NgjzSM67AtE
вот чьё-то сравнение с фендер кустомжоп:
http://www.youtube.com/watch?v=HCSE456UMqw
ну и вообще на ютубе навалом роликов с ними, и многое звучит достаточно круто, но есть нюансы
Гость
20 января 2015, 11:06
напишу случай о "умном Васе". Никак не хочу обидеть Вась, применимо как нарицательное. Однажды Вася сидя дома и играя в свой процессор или ламповый предусилитель в линию вдруг решил. Что надо бы что-либо изменить. Решил тааак, гитара у меня такая то, надо в ней поменять это так, то-сяк, пятое десятое, собрался с мыслями, сложил все свои идеи в кучу и обратился к умному Васе #2 - мастеру, вместе они скомпилировали эту идею, уплачено, прождано, сделано получено, вау, это то, что я хотел подумал Вася и собственный заказ и звучит даже классно и даже бошка качается. Не это ли предел мечтаний? Всем похвастался, все красиво все ставят лайки! Но, Будучи любознательным Вася решил похвастаться своим супер детищем притащив гитару в студию, собрался народ, притащил свои всего лишь серийные гитарки и давай в запой все по очереди слушать. Как дело дошло невероятного кастома, у всех сломался шаблон. Ну как же так, такая дорогая такая красивая и так безупречно сделанная сливает даже индонезийскому инструменту. Послушали, каждый сделал свои выводы на грустной ноте разошлись. У Васи друг был друг говорил - все уйня кроме бренда, без аргументации. Вася никогда не слушал, но по странной причине всегда спрашивал совета, потому что Индонезия звучала в сто раз круче чем его супер друпер кастом. Много раз наступая на грабли, Вася решил, Ай ну этот модерн, надо жеж заканчивать играть через черт пойми что, надо обзавестись взрослым ламповым стеком. Чтобы сидеть и играть прям как на студии. Вася сидел играл и чем больше - тем хуже, все больше стоял в чехле супер кастом и все больше нравился Васе корейская обычная гитарка. Вася продал быстро красивую кастом штучку. И взял простую но американскую гитарешку, ажиатажа она не вызывала, никто не звонил типа приезжай послушать, все форумные друзья Васи по прежнему считали что тот кастом был в сто миллионов раз круче. Но Вася всё же вырвался из лживых сетей форумного пространства. Понял, что жил во лжи. И даже заниматься стал, а не долбить в клавиатуру успевая всем "посоветовать" очередной сумбур. Вася я. Мораль очень проста - не попадете в плохую компанию где все эксперты, где каждый Вася живет в своем мире и подавляющее большинство даже не представляет, какой должен быть гитарный звук.
Сергей
20 января 2015, 11:38
Ознакомился я сначала с историей на ГП. И со второй веткой результата тоже. Я ни в коей мере не защищаю обсуждаемый кастом-шоп. Но! Складывается впечатление о сильной предвзятости мнений. Учитывая, что сам заказчик сказал, что великой разницы нет. Понятно, что тянули, отмораживались, но в сроки то вложились, насколько я понял. Нормального сравнения не было. В общем, не все там очевидно, ИМХО.
И я понимаю, почему так все получилось - мастер сам виноват, что начал рассказывать, что они могут не хуже и дешевле сделать. Если бы просто сравнили эти две гитары в другое время и в другом месте - не было такого поливалова, я думаю. Но история была эпичная...
ГневнийПиадр
21 января 2015, 01:26
Je suis shamray, kozly!
Филби
22 января 2015, 07:08
У меня есть огромнейший опыт общения с различными мастерами и их творениями. Я хочу заметить вот какой факт, в 99% случаев приходиться искать мастера для замены или шлифовки ладов, что уже там говорить об изготовлении инструментов. У меня в своё время был случай когда я принёс одному мастеру свой PRS McCarty, а он меня расстроил сказав, что мол, гриф повело. В итоге пришлось шлифовать накладку и менять лады, вместо мною запланированной шлифовки. Мастер продержал гитару с месяц, и в итоге, что бы вы думали, пришлось ехать к другому мастеру, чтобы он переделывал работу кривых рук первого мастера.
Приходиться искать хорошего мастера методом проб и ошибок, пошёл к одному - не понравилось, идёшь к другому. Либо по рекомендации компетентных людей, но часто хорошие мастера без дела не сидят и часто у них нет времени чтобы шлифануть вам лады.
Что же касается паяльщиков, то тут у меня отношение похожее, но как то так сложилось, что мне повезло в своё время и я нашёл среди них отличных друзей, которые на мой взгляд делают действительно классные и качественные приблуды. Тем более что последние достижения моих друзей стал выход на всемирный рынок и если поковырять последние события прогитаршопа вы поймёте о ком я говорю.
Кирилл
29 января 2015, 18:35
Филби, озвучь имена своих друзей
Роман
26 февраля 2015, 20:25
Забавная история... А как гитары от Лепского? Смотрю многие прикупили...