Процессы обучения
Итак, я решил понемногу публиковать материалы на тему обучения. На самом деле, пишу очень сжато и в общих чертах – подробнее все рассмотрено и написано сами знаете где. Причем настолько подробно, что уже дальше, наверное некуда. Итак.
На моей памяти уже была масса споров на тему постановки рук. Типа, нужна ли она, или каждый весь из себя такой индивидуальный, что и постановки рук будут разные у всех. Играй мол как удобно. Разумеется, спорящие делятся на два противоборствующих лагеря, после чего ведется пустой разговор ни о чем, в итоге заканчивающийся, понятно, ничем. А происходит это потому, что и те, и другие одновременно и правы, и не правы. Нужно изначально задавать вопрос по поводу начальных условий и – самое главное – вопрос «зачем». Ну, для чего вообще руки ставятся и в чем конечный смысл.
Я часто привожу в пример изучение чего-либо, более близкого обычно к «народу». Вот, скажем, изучение языка. У вас есть три основных пути. Первый – методики типа 25-го кадра и прочее шарлатанство. Второй – пойти к преподавателю. Третий – полное погружение в языковую среду.
Первый путь очень красивый, менеджерочечки такие все бодренькие рассказывают, как вам будет клево и как быстро вы получите мега-результат. Насчет эффективности подумайте сами.
Второй путь очень скучный. Если преподает серьезный педагог – рекламировать ему будет нечего и громких слов насчет его методики вы не услышите. Она у него обыкновенная – как и у других преподавателей. Преподаватели, кстати, в большинстве случаев будут плохими, лишь небольшое число будет хорошими. Методика и материалы будут примерно одинаковыми, разница – в их применении. Оно так, похоже, везде – автоинструктора, преподаватели по гитаре и так далее.
Третий путь – он самый кровавый. В случае с языком нужно сорваться в другую страну и прожить в абсолютно чужой среде. Работает – железно, но сопряжено с рядом трудностей.
По своей сути, второй и третий пути приходят в одну и ту же конечную точку, только разными путями. Педагогический опирается на обучение самому построению языковых конструкций. Вот будут вас пичкать паст-перфектами разными, тонны материала, принципиальные правила составления предложений и так далее. Если этому долго и нудно учиться – голова автоматически применяет эти правила и вы – о чудо! – начинаете правильно составлять фразы. То есть, грубо говоря, навостриться до такой степени, чтобы все эти правила применялись на автомате.
Третий путь делает то же самое, но больше за счет запоминания огромного числа стереотипных конструкций. Вы слышите сотни тысяч фраз, которые откладываются в голове. Так или иначе голова проводит их сравнения, выделяет характерные места, после чего вы уже можете сообразить, что если надо спросить вот это – сказать надо вот так, только слова нужные подставить. Работает точно таким же чудесным образом.
Кстати, именно поэтому преподаватели языка при возможности стараются рекомендовать больше говорить на изучаемом языке. Если с носителями этого языка – совсем хорошо. Таким образом у вас появляется возможность комбинировать и пользоваться преимуществами одновременно и педагогического подхода, и погружения в среду. Процесс, понятно, идет быстрее и эффективнее.
Поэтому теперь если вы хотите ответить на вопрос, почему же у многих музыкантов постановка рук различается, и нужно ли учиться какой-то такой особенно постановке – возьмите вот эту заметку и подставьте вместо иностранного языка слово «электрогитара».