Отвечал на вопросы на одном гитарном сайте, и как-то незаметно для себя написал огромный текст, который и решил выложить сюда тоже.

Когда я был помоложе (я и сейчас не старый, конечно, но уже ближе к тридцатнику пришло определенное понимание того, как устроены многие вещи в жизни), гормон бурлил вулканической лавой, а от амбиций и самонадеянности в голове ежесекундно происходили разряды по киловольту, то я, как и многие, питал ряд иллюзий на тему своего будущего, карьеры и развития. Мы отдавали свои демо-записи западным гитаристам. Нам говорили, мол, вот этот чувак будет нашим «российским Сатриани». Каждому хотелось верить, что рано или поздно нас оценят по достоинству и мы будем теми самыми российскими сатрианями, нам сделают именную модель ибанеза, мы будем играть со стивами ваями и т.д.

Однако потом как-то получилось, что российскими сатрианями нам не стать. Не потому, что мы какие-то не такие, а просто потому, что миру это не нужно. Ему не нужны российские, китайские или колумбийские сатриани, потому что у мира есть уже один. Новый ему не уперся. Причем не нужны российские «восходящие звезды» и «надежды российского гитаризма» не то что западной публике (казалось бы, более «падкой» на гитару и всю эту тематику, нежели наша), но и не нужны в том числе и здесь.

Это было первое откровение, однако далеко не последнее. Чуть позже стало понятно, что миру стали не нужны не только российские сатриани, а ему не особо-то уперся и сам оригинал. Конечно, в семидесятые, восьмидесятые и даже в девяностые годы граждане типа Мальмстина накосили прилично бабла. Но это было тогда. Когда я ознакомился с нынешними ставками звезд мировой величины, сначала мне показалось, что меня дурят. А потом я узнал, что это именно актуальные цифры. Если человек готов работать за такие деньги, это значит, что в принципе его жизнь сильно отличается от той, которую рисовало воображение амбициозного молодого музыканта. Стадионы битком, выкупленные отели, лимузины, ящики с Кристалом и два автобуса элитных проституток, гигантские виллы с десятком Ламборджини — это, как оказалось, уже сильно в прошлом. То есть, что-то, конечно, осталось, но основной капитал все эти дядьки заработали именно тогда. Чтобы остаться на плаву и не промотать тупо все то, что было заработано, многие из них занимаются другими делами. Винс Нил, к примеру, владеет двумя барами в Лас-Вегасе, частной авиакомпанией на 4 (по-моему) борта и студией звукозаписи. Наверное, это приносит какой-то доход, это очень здорово.

Из всего этого следовал логичный вопрос: а чего ты, собственно, хочешь? Вопрос этот, само собой, адресован конкретно себе. По крайней мере, я его задал себе сам: чего я хочу в итоге получить? Если даже представить себе фантастический вариант, ну, например, что я окажусь зверским гением, мою гениальность заметит серьезный дяденька с серьезными возможностями и скажет, мол, чувак, ты реально супер-крут. Ну и что тогда? Кому сегодня это будет нужно? Кому понадобится вкладывать миллионы долларов в мой гениальный сольный альбом, в съемки крутейших клипов, в ротацию и прочее? Очевидно, что никому, потому что эти вложения в конечном итоге ни за что не отобьются. Гляньте на клипы групп типа «Maragold» (там Грег Хоу играет нынче), или Mr. Big, еще я вот видел клип Гилберта недавно. Господи, у нас даже замшелая звездюлька, доводясь любовницей проворовавшемуся депутату, снимает клипы круче. И не потому, что насосала, а потому, что даже у мелкого чиновника бабла будет поболее, чем у гитарного кумира миллионов.

То есть очевидно, что даже в самом удачном случае развития событий моя музыка, лично я и все что с этим связано, просто никому не будет нужно. Я вот смотрю на сегодняшних новых западных гитаристов: крутейших, с очень серьезным владением инструментом, великолепных профессионалов и музыкантов высочайшего уровня. Ну вот назовите мне хоть одного из них, который в плане своей популярности пошел дальше, чем сотрудничество с интернет-сервисами, основной функцией которых является раздача видосов по подписке. Все, как один, сидят на ютубе, на стульчике, с усилителем сзади, все это снимается на Canon 5D MkII с пары-тройки ракурсов. Все.

Разные эндорсменты и контракты — это вообще смешно, особенно применимо к нашим реалиям. Многие так называемые «эндорсеры» хоть какой-то профит из процесса получают, закупая гитары со скидкой и перепродавая их ученикам. Про деньги за эндорсмент, рекламу или что-то такое я уже вообще не говорю: гляньте на список эндорсеров у какой-нибудь ESP — в лучшем случае там можно оказаться в одном ряду с разными болгарами и чилийцами, о которых вы никогда не слышали. Равно как никогда не услышат и о вас, впрочем :)

И в конечном итоге все упирается в две, собственно, вещи: творчество и деньги.

Есть люди, которые творят просто потому, что это самое творчество прет просто само по себе со страшной силой. Они реально творят, они тратят серьезные деньги на свое творчество, они вкладывают собственные деньги в студии, найм музыкантов, запись, сведение и даже тиражирование. Клипы снимают, организуют выступления — все это требует финансовых и энергетических затрат. И эти люди всем этим занимаются, потому что оно само прет, а в стол писать для них — моветон. Я всегда восхищался такими людьми: для меня это кто-то вроде тех, кто на войне безо всяких «мотиваций» и давления извне закрывал товарищей от вражеской гранаты собственным телом. Это реально герои сегодняшнего дня, пусть и знают о них те, кто так или иначе сопричастен.

Но нельзя отрицать и наличие денег, а точнее — наличие необходимости их зарабатывать. Нужно понимать, что если ты действительно музыкант, то по сути серьезно больше ничего делать не умеешь. Можно уметь играть в бильярд, быть мастером какого-либо спорта (я вот, к примеру, готовлюсь получить — это я так ненавязчиво похвастался авансом :), но все это так или иначе является неким хобби и дополнением ко всему остальному, иначе в первую очередь ты был бы профессиональным спортсменом, который бы помимо этого хорошо играл на гитаре. Так вот, не будем морщить попу: деньги приходится зарабатывать. Когда в жизнь ворвется жена, а тем более дети — тогда необходимость зарабатывать и тянуть на себе семью возьмет тебя за горло еще крепче. Ну, если ты мужчина, конечно, а не тряпка, которая насувала половой орган куда ни попадя, наколупала детей, а ответственности за семью нести уже не в состоянии. Это уж кого как воспитали.

И тут-то возникает вопрос: ну вот как ты собираешься их заработать? За рубежом в основном ты никому не нужен: там мало того, что своих навалом, аж девать некуда, так и даже те свои, которые хоть как-то и куда-то выбрались, получают по московским меркам не сказать чтобы много.  Устроиться работать к звезде отечественного разлива? Им тоже совершенно все равно, что ты о себе думаешь: тебя берут делать работу. Играть нужно так, как от тебя хотят, за это платят деньги. Если ты скажешь, что тебе нужно в два раза больше денег потому, что ты гениальный, скорее всего, тебя пошлют нафик. Потому что гений — гением, а деньги — деньгами. Работа у звезд, как правило, не предполагает наличие гениальных идей и новаторства в игре: с этой работой вполне может справиться крепкий профессионал без претензий на второе пришествие Хендрикса. Впрочем, я знаю, как заработать немного больше денег даже на такой работе, но с гениальностью это не имеет ничего общего. Для этого нужны совсем другие качества: рисковость, умение идти ва-банк, некая даже отмороженность и абсолютная жесткость. Собственно, как и везде, в любом коллективе и в любой деятельности. Я работал в одном коллективе, где мне платили вдвое больше (в том числе за репетиции и даже за съемки, чего вообще нигде нет) просто потому, что один раз нужно было об этом весьма сильно заявить, а в другой раз не приехать на мероприятие. В другом коллективе я поднял всем участникам зарплату на 30% за один разговор за совместным ужином, причем разговор этот был настолько на повышенных тонах, такими словами и с таким настроем, что я на полном серьезе сказал, что завтра же беру билет на самолет и лечу домой за свои бабки, а гитару оставлю — играйте как хотите. Сами понимаете, это имеет мало общего с умением играть на гитаре и писать крутейшую музыку. В конечном итоге, когда я понял, что работать стало невыносимо, а такая деятельность сама по себе стала мешать моему заработку (который по деньгам перекрывал любые гастроли раза в два-три), то я решил уволиться и до сих пор себе за это благодарен. Правда, чтобы избежать лишних тяг (там было крайне сложно — типа, «нельзя просто взять и уволиться»), пришлось спровоцировать серьезный срач и скандалище, но это уже совсем другая история. Собственно, после ухода мне в течение полугода предлагали с десяток вариантов, но это стало уже неинтересно. Для концертной практики в коллективе мне наиболее интересно было бы найти команду, играющую максимум раз 5 в месяц, причем вживую и приличный материал. Но я таких практически не знаю, а те, что знаю, не нуждаются в гитаристе. Обычно музыканты ищут группы, где работы много, но у меня все наоборот: я ищу, где работы мало :)

Собирать своей музыкой полные залы и при этом за какую-то вменяемую стоимость билетов — тоже нереально, то есть кататься самому со своими гастролями и поднимать деньги — не получится. Если только ты не эстрадный артист типа Зинчука, Кузьмина или подобного. Мы тут про гитару и гитаризм говорим, а эстрада — уже из другой оперы.

Так вернемся же к изначальному вопросу: чего же я хочу от этой жизни? Творить? Славы и популярности? Удовлетворить свое эго? Заработать денег? И вот на этот вопрос как раз каждый должен ответить себе сам.

Что касается лично меня, то я хочу заниматься интересным мне делом, которое при этом хорошо оплачивается. Я считаю, что такой вариант вообще идеален для любого человека: работаешь не из-под палки, стремишься работать больше, при этом материальные проблемы (они, впрочем, есть вообще всегда) не тревожат тебя на уровне, когда нечего жрать, хотя лично я проходил и через это, причем неоднократно. Поэтому мне неинтересно писать гитарные композиции и записывать альбом, неинтересно где-то выступать (если это не сопряжено с получением прибыли) и все такое прочее. Я для себя вот избрал такой путь — ремесленника, если можно так сказать. Работаешь на себя лично, и ни от кого не зависишь. Многим, кстати, это очень тяжело, потому что ответственность лежит тоже на тебе: если где-то обосрался, то в результате ответственность (в том числе и финансовую) несешь сам. Никто за тебя не договорится, никто работу не подкинет — думать, крутиться и искать варианты нужно самому. Принимать решения, планировать, развиваться — ты уже не элемент механизма, ты сам — механизм. В то же время над тобой никогда не будет самодура-начальника (начальниками ведь не всегда становятся, потому что умные и способные, а часто потому что племянник уважаемого человека, либо просто удобный для еще выше стоящих людей «громоотвод» или подобное, а часто и вовсе зицпредседатель). Я лично предпочел не заниматься витанием в облаках в духе «я же творец, я должен думать о высоком», а предпочел просто работать. Много, продуктивно и со смыслом. И далеко не факт, что имя творца могут помнить через столетие, а ремесленника забудут: история знает настолько много обратных примеров, что подобные утверждения покажутся, мягко говоря, не соответствующими действительности.

Если кто-то считает, что лично я нарисовал жизнь в каких-то темных тонах, из моих слов сквозит безысходность и отчаяние, то рекомендую обратиться к доктору. Это мой личный взгляд на вещи, который основан на своем опыте. Я многое попробовал на себе, многое видел вокруг себя (причем всю свою жизнь) и в итоге получилось не соскользнуть в эту яму, о которой многие могут задуматься, типа, как же из всего этого дерьма вылезти. Я вообще не стал ни в нее нырять, ни из нее вылезать — я просто пошел мимо — ровно туда, куда мне нужно. Чувствую себя великолепно, и это самое главное.

Так что кому-то для счастья надо творить, кому-то — ездить по всему миру, кому-то — работать. Тут уж каждому свое, как было написано на воротах в небезызвестное место.

Почему-то вспомнился анекдот:
«Когда мне было 14 лет, я мечтал, что однажды у меня будет девушка. В 16 лет у меня появилась девушка, но между нами не было страсти. Тогда я решил жениться на страстной девушке. В универе я встречался со страстной девушкой, но она была черезчур эмоциональной. Каждый пустяк превращался в страшную драму и грозил ей самоубийством. Я решил жениться на стабильной женщине. По окончании универа в встретил очень стабильную девушку, но она оказалась ужасно скучной. Она была абсолютно предсказуемой и никогда не теряла голову. Жизнь с ней превратилась в рутину, и я решил жениться на девушке с изюминкой. Девушка с изюминкой оказалась слишком шебутной. Она постоянно кидалась в крайности, заставляя меня чувствовать себя то супер-счастливым, то супер-несчастным. Она была супер-энергичной, но без целей в жизни. Я решил женится на той, у которой есть настоящие амбиции в жизни. Тогда я нашел себе умную, амбициозную девушку и женился на ней. Она оказалась настолько умной и амбициозной, что развелась со мной через год и отсудила себе все, что я имел. Теперь я поумнел, стал мудрым и ищу себе женщину с большими сиськами.»