Недавно на одном из форумов всплыла тема про то, как расслабиться во время игры. Одно то, что люди начинают в деталях задумываться о таких вещах, не может не радовать - видимо, постепенно идем в верном направлении. Если такие вещи обретут массовый характер - несомненно, придем.

У меня будет потом небольшой материал по расслаблению как таковому, но здесь я просто хочу процитировать несколько мелких отрывков из учебной литературы - привожу тут ровно то же самое, как и на форуме. Надеюсь, будет полезно. Тут - про переменный штрих и правую.

«Как преподаватель, при постановке рук я не имею задачи добиться максимального соответствия рук студента каким-то моим представлениям об их эстетике, принципах действий или внешнем виде. Моя задача – максимально расслабить руки, сделать движения максимально универсальными и применимыми во множестве техник, а также как можно меньше потратить на это времени.
Поэтому подавляющее большинство правил и требований нам будут нужны и будут справедливы только на самом начальном этапе работы. И вот когда мы определились хотя бы с этим, уже можно сделать ряд выводов. Если говорить о расслабленности и легкости руки, то вполне очевидно, что действовать она должна естественно, движения не должны противоречить особенностям человеческого организма и устройству самой руки, а также должны отсутствовать какие-либо факторы, которые могут спровоцировать руку на напряжение.»
«Воспользуемся той самой формулировкой постановки правой руки. Не зря я упомянул там то, что не должно быть каких-либо вещей, которые «зажимают» руку, то есть провоцируют на ненужное напряжение. Если принимать во внимание уже только этот факт, можно сделать для себя ряд открытий. Проведем небольшой эксперимент: попробуйте помахать кистью. Неважно, в каком направлении: необходимо просто широкое, абсолютно расслабленное, легкое движение. Теперь, не прекращая махать, напрягите любой палец. При простом усилии хотя бы в одном пальце вы заметите, что кисть тоже зажалась: напряжение передалось в запястье. В этом заключается очень важный момент и его мы будем учитывать в дальнейшем: любое напряжение «ниже уровнем» (например, в том же пальце по отношению к кисти) ведет к напряжению на верхнем уровне (собственно, в самой кисти). Теперь, руководствуясь этим нехитрым нюансом, попробуем все же сформировать хват медиатора.»
«Основная идея состоит в том, что хват медиатора не будет провоцировать напряжение кисти в том случае, если не будет требовать усилия в каком-либо из его элементов, например, усилия в пальцах.»
«Если немного упростить, то можно сказать, что медиатор не должен смещаться, проворачиваться или выскакивать из пальцев. На первый взгляд, ничего нет проще, чем просто сильнее его сжать, но тут я вас разочарую – вернитесь к первому критерию и станет понятно, что сильное сжатие медиатора напряжет кисть, чего делать нельзя.»
«Вопрос с группировкой пальцев лично я рассматриваю потому, что нередки случаи, когда человек при игре чисто рефлекторно выпрямляет оставшиеся три пальца или, напротив, сжимает их в кулак. При игре локтевым или еще каким-либо движением оно, понятно, не так критично, однако в случае с расслабленным кистевым движением получится, что такое положение пальцев неминуемо приведет к определенному в них усилию, а следовательно и напряжению в запястье. Поэтому необходимо на первоначальном этапе совершить определенное действие, чтобы этого не допускать.»
«Распространенная ошибка – отгибание пальцев назад. Старайтесь этого избегать, так как невозможно удержать пальцы в отогнутом состоянии без усилия в них.»
«Впоследствии вы сможете играть параллельным медиатором и при этом быть полностью расслабленными, однако в самом начале это может представлять определенную проблему. Для этого я и предлагаю найти определенный компромисс между легкостью игры и быстротой атаки.»
«Начнем с кисти. Я бы крайне не рекомендовал в начале работы опираться на кисть вообще. Во-первых, это создаст в ней напряжение: вам, фактически, придется делать больше усилия при движении кисти, так как она будет «прикреплена» к гитаре. Во-вторых, вы рискуете переглушить струны: давление на них со стороны ребра ладони будет досточно большим, что затруднит правильное приглушение струн (в случае игры с palm-muting, например). В-третьих, очень часто опора на кисть приводит к заваливанию этой самой кисти: происходит это потому, что зачастую вес сосредоточен на ребре ладони в той части, которая ближе к суставу. Чем чревато заваливание кисти – написано чуть выше. Ну и скорее всего опоре на кисть будут сопутствовать все три этих недостатка.»
«Во-первых, само исполнение, то есть сами ноты должны быть легкими. Я обычно прошу студента играть как будто тише. Работа с таким звукоизвлечением позволит вам меньше сжимать медиатор в пальцах (то есть, уменьшить статичное напряжение в кисти). Это само собой подразумевает, что погружение медиатора в струны должно быть минимальным.»
«Как раз неправильное движение будет таким: рука, дойдя до крайней точки, будет там останавливаться, после чего через какое-то время начнет движение назад. То есть, рука будет фиксироваться в крайних точках, движение приобретет резкость, даже с виду будет выглядеть напряженнее, будет каким-то излишне роботоподобным. Все это не лучшим образом скажется на расслабленности и свободе кисти, поэтому проследите, чтобы движения были плавные и спокойные.»
«Речь сейчас пойдет про различные негативные последствия неправильного обучения (чаще всего, у преподавателя) или самообучения (гораздо реже, однако встречается), и в моей преподавательской практике не было месяца, чтобы ко мне не обратился желающий заниматься, у которого как раз такие последствия и возникли.
 Самое легкое, что может в этом случае быть – банальное напряжение рук и просто неумение расслабляться. Причин может быть масса, однако очень часто причины этого – неправильно составленная программа обучения или подход в целом.»
«В общем, ученику при этом предлагалось извлекать каждую ноту как можно сильнее, буквально продавливая ее медиатором и опираясь при штрихе на соседнюю струну. То есть, вы как бы все время висите на струнах как на канатах. При этом, опять же, от вас требуется такое колоссальное усилие, что ни о каком расслаблении и техничности речи не идет вообще. Опять задал стандартный вопрос – где такое можно увидеть в руках серьезных гитаристов. Ответа не было.»