Про работу. Часть 1.
Итак, начинаю пописывать разное про работу. Причем не про работу сталеваром там или планктона в офисе, а про героическую и почетную службу на посту мужыканта у звезд галактического масштаба. Сразу говорю, что вся писанина не будет носить характера желтой газеты в стиле кто, кого, куда и сколько раз. Тут — просто определенные жизненные ситуации, которые возникали в разные времена, и взгляд на них.
Не нравится моя точка зрения? Скатертью по жопе, никто тут не держит.
Начнем с мифов, которые по большей части сидят в головах даже не окологитарных кишечнополостных, а просто обывателей, кто зачастую и ходит на концерт тех самых артистов. Мифы эти заключаются в том, что для музыканта нет ничего круче, чем работать у любимого артиста. Еще бы! Ездишь по стране (а то и миру), смотришь разные города, людей, играешь любимую музыку (а какая же она, у любимого артиста-то), еще и небось тонну бабла за это получаешь. Пердел мечтаний!
Итак, по порядку. Насчет смотреть города, страны, людей и краеведческие музеи, ага. Ни для кого не секрет, что в разных местах работы бывают разные условия. Сейчас речь идет об атмосфере внутри коллектива, причем как об отношениях между сотрудниками, так и отношениях с начальством. Будь то НИИ или отделение милиции — везде будут свои расклады. Не будем вдаваться в подробности, ведь нас сейчас интересует, в первую очередь, момент руления коллективом, то есть само начальство и его отношение к работе, делу и людям, эту работу выполняющим. На гастролях есть такая вещь, как выходной. Посмотреть город, в основном, можно именно в такой день — в остальные уже тяжело, если только рано встать. Понятно, что в условиях постоянного стресса и нагрузок рано вставать — далеко не всегда айс, так что этот вариант осмотра достопримечательностей — штука довольно сомнительная, хотя и встречается.
В общем, все, по большей части зависит, есть у тебя выходной или нет. А это, в свою очередь, зависит от более жлобской или менее жлобской политики менеджмента. Такой день, будучи не сопряженным с концертом, является тратой бабла — еще бы, ораву музыкантов надо куда-то селить, чем-то кормить, плюс более-менее быть в курсе, чтобы никто никуда не делся и из рабочего графика не выпал невзначай. Нет, оно понятно, что выходной день позволяет восстановить хоть как-то силы не только коллективу, но и артисту, что не может не сказаться положительным образом на качестве их работы. Но качество работы колебет сегодня мало кого, поэтому и на личный твой комфорт всем насрать. Так что твоя увлекательная экскурсия по стране превращается в постоянные самолеты, поезда и автобусы. Опять же, в зависимости от политики условия пребывания в них могут быть совсем убогими, а могут быть и поприличнее. И вот ты такой, весь в мыле, ехал полдня из одного города в другой (а дороги у нас в основном совсем не автобаны — кто-нибудь ездил по маршруту Пермь — Березняки?), башкой бился всю дорогу об потолок автобуса и ловил всю гору аппаратуры еще (чтобы тридцатикиллограммовый кейс тебе по башке не дерябнул). Ну так вот, приехал в город, уже уставший.
Хочется, как ни странно, что-нибудь поесть. Повезет, если поешь по-человечести и в нормальном месте. Такое случается столь же часто, сколь об этом заботятся организаторы концертов и менеджмент артиста. А тут уж бывает всякое — вон, рекламу в городе забывают повесить и про концерт никто даже не знает, отменять приходится, а вы говорите — поесть где-то. Кстати, всякие гастриты или, не дай бог, язва какая-нить на гастролях вполне может вскрыться, если уже были предпосылки. И вот ты такой поел. Дальше все зависит от того, есть ли в этом чудном городе у тебя остановка или нет. Бывает и такое, что ты вчера жил там-то, ночью оттуда выехал, приехал в следующий город, там отработал и сразу поехал уже в другой. То есть, гостиница, а значит и душ, и нормальный сортир (чтобы посрать можно было не орлом и рискуя ногой соскользнуть прямо в белого друга), и нормальный сон будут только через сутки.
В общем, если ты чертовски везуч — поедешь и поспишь целых два часа в гостинице. Если не столь удачлив — покатишься на площадку, будешь саунд-чеки делать. Тут, кстати, тоже многое зависит от организации процесса. В ряде ансамблей песен-плясок есть техники, есть требования к аппаратуре. Ну, ты приехал на чек, а там все настроено, подключено, гитара вот твоя стоит. Потренькали часок, настроили звук, прошлись по каким-то спорным местам в песнях — и готово.
Но в ряде ансамблей техников, понятно, нет. Поэтому тебе придется тащить свое барахло, кверху жопой ходить и подключать всю эту дребедень, обязательно еще что-нибудь отвалится, или аппарат будет говно, или поставят не так, или шнур у тебя полетит, или гитара будет фонить и заводиться — все это тебе придется делать самому. Саунд-чек при этом растягивается ровно на столько, сколько каждый из коллектива будет решать эти проблемы. Про аппаратчиков вообще отдельный разговор, но эти проблемы придется решать тоже самому.
И вот после саунд-чека ты, уже раз десятый будучи в мыле, имеешь час-полтора. За это время, ясен пень, никуда ты особо не выйдешь, ничего не увидишь. Максимум — поспишь в гримерке (я на ноутбуке в старкрафт 2 резался). И все — концертус. Отработал, хорошо, если все работает — без нервов хоть обойдется. А если весь концерт будет что-то раздражать и глючить, или атмосфера на концерте будет херовая (бывает, что в зале какой-нибудь мудозвон орет весь концерт «мурку давай, слышь чо», а артист на это обижается и злится), то совсем жопа — кончишься в момент.
И вот, после всей такой феерии идиотизма, подходит к тебе кто-нибудь из местных и спрашивает — ну как вам наш город? Да обосраться какой у вас город!
Нет, нужно признать, что после каких-то городов остаются очень приятные впечатления. Где-то ты прикольно нажрался с товарищами и было хорошо, где-то купался ночью в море. Но это, скорее, воспоминания не о городе как таковом, а о каких-то небольших событиях, в нем случившимся. Разумеется, иногда частично захватываешь и смысл самого города — ну там, кабак какой-то интересный был, или вывески в городе смешные, но это не то, о чем нужно отвечать на вопрос «как вам наш город».
В дополнение ко всему этому бывает еще такое явление. Бывает, соберется народ разный местный еще на ужин, и начинается настырное тостование, мол, ну, за ваш приезд в наш город, и тому подобное. Когда оно обретает человеческую форму, мол, хочешь — сидишь, хочешь — не сидишь, то все хорошо. Накернил сто грамм, поел — и можно дальше сидеть трындеть за жизнь кочевую, людям-то интересно. Не хочешь — идешь да спишь себе. Но каждый из вас наверняка сталкивался с компанией, где будут держать. Эээ, ну куда же ты собрался так быстро, у нас только тосты начались, ненене, давай еще. Какой тебе тосты — у тебя башка отваливается уже. Но и людей в этом винить никак нельзя — они-то отдыхали сегодня, никто им не расскажет, что ты уже неделю так валандаешься.
Но еще нужно признать одну вещь. На гастролях понимаешь реальную мощь своего организма. Я глубоко убежден, что человека сломать так просто невозможно. Люди, эвон, всю войну воевали и врагу жопу на уши еще натягивали, а тут — фигня. Но, тем не менее, экскурсии и осмотр достопримечательностей, равно и как условия твоего труда — целиком и полностью в руках твоего барина.
Вот такая фигня. Следующий пост будет дальше по теме. Если сюда еще вспомню чего — допишу.