Про постановку рук
Каждый раз, сталкиваясь с проблемами у студентов с руками, я рассказываю про то, какое движение может быть в том или ином случае и какое из них бывает нужно для тех или иных ситуаций.
Интерес представляет собой ситуация, когда в интернетах начинаются темы типа «как же мне правильно поставить руки?». Обсуждающие сразу делятся на два противоборствующих лагеря, где все делятся, понятно, своими «мнениями». В таких вопросах мнение я считаю вообще злом, потому как обсуждаются руки, имеющие вполне определенные особенности работы, анатомия и так далее. Эти вещи, несмотря на всю индивидуальность каждого человека, работают у всех примерно одинаково. То есть, по сути, речь идет не о субъективном восприятии чего-либо, а об объективных принципах работы, то есть фактах. Какие тут могут уж быть мнения – мне неизвестно. Давайте пообсуждаем, например, то, как мы ходим. Вот мы ходим вперед на двух ногах. Давайте тогда сразу мнения свои, типа, можно ведь ходить задом наперед, а можно и на четвереньках или гуськом! Поэтому не существует, дескать, единой системы ходьбы – пускай каждый ходит как нравится.
Но на глупости мы обращать внимание не будем и поговорим о другом. Обсуждающие, как уже говорилось, делятся на две категории – одни утверждают, что руки ставить нужно и это прямо залог успеха. Другие говорят – не парьтесь, эвон сколько гитаристов играют по-разному и отлично друг от друга и ничего, живы до сих пор. Что самое интересное – обе группы и правы, и неправы одновременно.
Изначальным вопросом тут будет «зачем». Этот вопрос и позволит ответить на вопрос, нужно ли учиться у преподавателя постановке рук, или как-нибудь само. И тут-то я провожу аналогию с обучением в других видах деятельности – например, вождению автомобиля или изучению иностранного языка.
У вас, по большому счету, есть всего три пути в обучении. Первый – это волшебные методики. Разные там 25-е кадры, уникальные методы (ну типа как вибромассажеры, от которых мясо потом нарастет как у Шварцнеггера, а в зале потеть и тягать штанги не надо будет). Там обычно громко орет реклама о том, какое же все остальное – говно, что сегодня 21-й век и наконец-то пришли новые уникальные технологии, которые похоронят старые, неудобные, опасные и вообще напряжные методы, обеспечив результат быстро и легко. Только бабла зашлите сначала. Результат обычно – нулевой. Но подозреваю, что деньги на этом можно поднять вполне серьезные. Однако нас интересует обучение, а не сбор денег.
Второй путь – это пойти к преподавателю, тренеру, инструктору. У него, скорее всего, не будет громкой рекламы, уникальных методик, эксклюзивных программ и прочего. Он будет муторно и нудно пичкать вас занудными правилами, заставлять делать упражнения, повторять, анализировать и так далее. То ли дело веселый бодрый менеджерочек, который впаривает методику прослушивание пленки во сне! Волшебным образом нудно-долгий метод рано или поздно начинает работать. Причем тут тоже нужно понимать, что методика в целом у всех автоинструкторов, тренеров по боксу или преподавателей языка будет очень схожая, в принципиальных моментах – вообще идентичная. Различаться будет только подход в нюансах и умении с ними работать – тут как раз хороший препод будет отличаться от плохого. Но в целом – везде будет одно и то же.
Третий путь – «по бразильской системе». Сел и поехал! Разбил десяток машин, глядишь, начнешь ориентироваться как-нибудь. Уехал в страну с незнакомым языком – через пол-года начнешь разговаривать хотя бы минимально. Работает безотказно – проверено.
Так зачем же дают правила, теорию и прочее? Для того, чтобы вы не разбили те самые десятки машин. Чтобы залить в голову вам уже определенную информацию (причем так, чтобы мозги ею пользовались автоматически), которая и поможет сориентироваться в реальной ситуации. Для того учите язык, чтобы не учить стопицот конструкций наизусть (по сути, именно этим придется вам заниматься – впитывать и впитывать обороты, предложения, конструкции, а потом уже их применять, видоизменять и так далее). Вам дадут принципиальные основы и правила их построения, после чего эти конструкции начинают строиться автоматически и по первому требованию.
В идеале необходимо сочетать вторые два метода. Поэтому преподаватель языка вам будет говорить, что если есть возможность общаться с носителями языка – надо общаться. Автоинструктор будет таскать вас в город кататься на машине. Тренер будет проводить спарринги или внутренние соревнования. И так далее. А при наличии каких-то продвинутых элементов в методиках – незамедлительно включать их в общий образовательный процесс.
Теперь возьмите эту статью и замените все эти «вождения» и «изучения языка» на слово «электрогитара» ¬– вот вам и ответ про то, надо ли ставить руки и почему они у разных гитаристов бывают разные. Ведь если человек научился сам (а это не редкость) – он потратил нереальную массу времени и сил, но результат в таких случаях бывает всегда. А если он встретил проблемы, либо просто захотел сократить время – есть методы, позволяющие это сделать, причем эти методы опираются на простейшие и всем известные (хотя это я загнул – далеко не все даже удосуживаются посмотреть, как устроена рука и за счет чего она двигается) принципы, анатомию и законы физики. Если взять эти три составляющие – каждый из вас может легко понять, как выгоднее всего ставить руки, если речь идет о сокращении затрат времени и сил при обучении.
С этих же позиций можно оценить, чему вас учит преподаватель (кстати, рекомендую всегда думать о той информации, которую вам дают – очень полезно). Если человек говорит о чем-то, что противоречит здравому смыслу (например, осваивать переменный штрих с максимально сильным звукоизвлечением), анатомии (при группировке пальцев правой отгибать второй, третий и четвертый палец назад как можно сильнее, например, или левую руку стараться выносить как можно дальше вперед – дескать, это и есть правильная классическая постановка левой) или просто законам физики – вывод один: бежать.
1 Комментарий:
Роман
27 ноября 2015, 05:11
Возник вопрос, не знаю куда его задать, оставлю тут... Занимаюсь (имеется в виду планомерно и регулярно) гитарой чуть более года. С преподавателем (его сайт: http://nnsokolov.ru ). В целом к преподавателю претензий нет, за исключением постановки рук. Он и сам так играет (на мой неискушенный взгляд не так уж и плохо) и меня так же учит. Но... Возникли вопросы по постановке правой руки. Пришел к выводу, что у меня не правильно и стал искать. Нашел твою книгу, прочитал, просмотрел видеоролики. Наверное пару недель маялся с постановкой по новому (я играл с выраженным упором на правый мизинец, что стало сильно мешать - с преподавателем неоднократно обсуждал - он мизинцем контролирует деку, но касательно), вроде бы наконец-то понял, как оно должно быть, исходя из твоей методики. Остался лишь один момент - когда медиатр уходит на 5 и 6 струны, как у нас относительно струн расположено ребро ладони, за счет чего идет контроль за положением правой руки относительно струн? КОгда играю 1-3 струны - там все понятно- ребро нежно скользить по струнам, постоянно его касаясь в районе 6-5-4 струн, но когда перехожу на эти струны, становится не совсем понятно за счет чего происходит этот контроль. У меня рука стремится завалиться основанием большого пальца на деку... Либо подвисает совсем в воздухе и контактирует с гитарой только в области верхней трети предплечья у выреза гитары. Либо появляется касание мизинца к деке (этот вариант кажется более правильным, однако боюсь опять начать фиксироваться пальцем)... Вот. Как тут быть?
PS: почему остановился на твоей методике... я сам врач по специальности и человек, который не будучи медиком (ты) смог очень верно свести в кучу гитару и анатомию с биомеханикой - заслуживает большого внимания. Ибо у меня как у врача, ума однако не хватило самому этого достичь ))))