Порог восприятия
Сто раз слышал фразу типа «нот много, а где музыка?», или «техника одна, но вот чо-та мелодии не слышно» и тому подобное. Само собой, любой, даже очевидно неверный посыл, будучи воспроизводимым достаточно массово, должен быть рассмотрен и проанализирован. По крайней мере, я так стараюсь делать всегда.
В общем, как-то раз я крепко задумался: а отчего такое вот в головах сидит? Точнее, оно понятно: это стандартная мантра, которая распространяется вирусно — услышал, понравилось, передал дальше, заразились следующие жертвы и так далее. Но у тех, кто осознанно это говорит — в чем причина? О чем в реальности эти люди думают и что именно хотят выразить этой мантрой?
Тем более, что недавно я выпустил новую вещь, и так как там нот тоже много, то я прекрасно понимал, что многие отзывы будут именно такими. Но как известно, из песни слов не выкинешь, однако как раз после ее написания появилась возможность и даже интерес на тему: а вот почему оно так, почему многие не в состоянии воспринимать термоядерного Досумова, скажем, или Стародуба? На этот счет у меня есть несколько мнений.
Мнение первое — это просто абсолютное незнание предмета и тупое попугайничание за другими. Происходит это очень часто, равно как и со всеми остальными мантрами типа «гитара разыграться должна», «лампа лучше цифры» и даже, прости господи, «Зинчук — лучший гитарист России». Это вполне нормально, и лично мне не хочется обидеть никого за то, что он просто несведущ в предмете. Другое дело, что при этом совесть позволяет высказывать свою точку зрения, но с совестью каждый должен разбираться отдельно, а свободу слова у нас никто не отменял.
Мнение второе — это желание поставить себя на место «продюсера», эдакого коммерса от гитары. Ну, типа, вот ты наиграл всякого, ну технично, ну круто, а вот твои альбомы — где? Почему нет твоих треков на радио? Почему не дают «Грэмми» и т. п. Эти люди, мне кажется, просто не в курсе, что сегодня гитарные треки на радио (я говорю о массовых радиостанциях) в принципе не уперлись абсолютно никому. Наиграй три ноты или три тысячи — результат одинаковый. Много ли слышало по какому-нибудь известному радио гитарный инструментал за последние годы? То-то же.
С альбомами — та же тема. Альбомы сегодня не покупают — это вам скажет любой, кто так или иначе занимается музыкальным бизнесом. «Не покупает» — не значит, что вообще не покупает, но по сравнению с продажами в эпоху до интернета и массового спирачивания этих альбомов сегодняшние продажи дисков — просто мизер. То есть если раньше реально можно было окупить все вложения в артиста одной только продажей пластинок, то сейчас туры, мерч и реклама зачастую единственные средства отбива и зарабатывания бабла.
Кстати, многие вот ругают (зачастую не зря, кстати) сегодняшнюю индустрию звукозаписи, сведения, мастеринга и другие, дескать, все делается на компьютере, везде один софт, чуть ли не дома половина работы происходит. Так и есть, и одна из основных причин тут как раз в том, что это тупо дешевле, чем делать все означенные операции на студиях. Как раз недавно смотрел видео одного из известных американских аранжировщиков, который показывал, как и в чем он работает, и даже там мелькнула эта фраза, мол, все приходится пилить на компе, зачастую даже не приглашая живых музыкантов, так как дешевле купить библиотеку и юзать сэмплы.
Так что про радио, пластинки и подобное обычно рассуждают граждане, на мой взгляд, живущие еще годах в восьмидесятых, и находящиеся несколько не в курсе того, что гитарная музыка как таковая в плане денег никому сегодня не нужна.
Мнение третье — это фактически частный случай первого, и вот именно его я и называю порогом восприятия. Мне понимается это следующим образом.
Каждый, кто так или иначе связан с инструментом (мы в основном про гитару, но думаю, что в других областях все аналогично), имеет некое поле знаний. Оно образуется совокупно от опыта, слуха, вкуса, образованности, собственного владения инструментом и других факторов. У паренька, который полгода мучает Металлику на гитаре, поле знаний одно, у монстра с тридцатилетним стажем игры — совсем другое.
Есть еще одна категория людей, которых шрапнелью в молодости контузило записью Дип Перпла, когда до этого он слышал только «Лейся, песня». Это люди, как правило каменеющие и навсегда замораживающиеся в том времени, потому что то впечатление, остающееся после такого шока и потрясения, остается на всю жизнь, и зачастую эмоции от прослушивания музыки утрачивают яркость: сложно уже также потрясти человека после единожды услышанного. Кстати, я лично заметил, что у аудиофилов зачастую травма тоже носит подобный характер: один раз услышал Лед Зеппелин на виниле после годами прослушиваемых совковых бобин — и привет, на всю жизнь фанат винила :) Ну и плюс там ассоциации: шум помех, «теплое звучание пластинки» и тому подобное — это ж еще тогда было, когда трава была зеленее, девки давали, молодость, пивное пузо еще не выросло. Сразу позитивный настрой, не то что этот ваш мертвый компакт-диск (ну и что, что без помех, искажений и с динамическим и частотным диапазоном пошире).
Так вот, допустим, каждый из этих людей слышит вещь, в которой сыграно много, сыграно быстро, технично и так далее. Первый чувак может отреагировать только да/нет, потому что либо его тупо впечатлит, что «быстро и ваще крутяк», либо не впечатлит, потому что «нехэмметт!!1".
Второй, если сыграно действительно толково, безусловно это отмечает, однако тут включается уже вкус, типа, не нравится вот то-то, а звук мне нравится больше вот здесь и так далее.
Третий, как правило, отреагирует только «а где же музыка». Все потому, что на мой взгляд только у второго слушателя восприятие будет прокачано так, что он может воспринимать много нот не как отдельно стоящие звуки, а как одну какую-то краску, которая несет в себе определенный посыл.
Лично я, скажем, воспринимаю какой-нибудь адский скоростной полив не как состоящий из единых нот, а буквально как одну ноту. То есть если тот же Мальмстин зашпилил свою огромную штуку на полууменьшенном — это только потом я сознанием пойму, что это полууменьшенный лад, это вот его стандартный нисходящий пассаж и тому подобное. Первое, что у меня он вызовет — это то, как эта краска легла на общую звуковую палитру. Запилил он его в конце квадрата — для меня это звучит, как будто он поставил жирную точку в конце абзаца и сейчас начнет следующий, еще ядренее.
Аналогично я воспринимаю и лады: только в процессе разбора мне лично становится понятно, как и что и куда сыграно, а в процессе прослушивания лично мне вообще все равно: мне важно, как это легло на гармонию и какую атмосферу несет. Именно поэтому я не могу воспринимать Майклов Анджело и подобных: мне сложно увидеть атмосферу в гамме по натуральному мажору, гоняемой туда сюда, тем более если это сыграно криво и с кривым звуком. А вот когда Энди Тиммонс берет обычный блюзовый бокс и располагает ноты не последовательно друг за другом, а ему одному понятным образом — вот как-то складываются они совсем иначе, и звучит в итоге значительно мощнее. Иногда даже не сразу и поймешь, что чел в 99% сидит в обычной пентатонике. Ему не уперлись миллионы методов обыгрывания разных септаккордов: чувак обычными пятью нотами убивает наповал.
Человек без серьезного опыта просто это не в состоянии воспринять: у него порог восприятия низок и вступление из «Fade To Black» является верхом мелодизма, а соло из «Master Of Puppets» — верхом техничности.
Человек с серьезным опытом это воспринимает, так как порог у него высок и буфер не перегружается от того объема информации, который несет здоровенный полив секстолями с дикими интервалами.
Человек, закостеневший в развитии и живущий в родных восьмидесятых, имеет порог на том уровне, на котором когда-то перестал воспринимать музыку дальше, поэтому все эти массивы нот точно также являются обычным мусором, за которым человек просто не в состоянии услышать мелодию, атмосферу или настроение.
Для меня все эти размышления несут больше прикладной характер: так как я занимаюсь обучением, мне важно досконально знать, почему человек не видит разницы между вибрато Хэммета и Вая, или почему ему невдомек, что Франческо Фарери играет хуже Гилберта. Ведь только через понимание этих вещей можно выстроить работу с конкретным человеком так, что через энное количество уроков он скажет, мол, идрить твою налево, вон же как оно круто звучит-то оказывается, если не козлиное блеяние играть, а реально вибрато вкатить! И как я раньше этого не понимал?!
Очень надеюсь, что ни для кого все это не будет оскорбительным, так как все мы так или иначе ограничены в чем-то. Я, к примеру, не являюсь ценителем вина — у меня порог восприятия там тоже низкий. Понятно, что растворимую сивуху из пакетов я как-то определю как адское пойло, но вот разница между вином за 10 и за 100 евро лично я не понимаю. Или живопись — тоже как-то не очень. Чего стесняться-то :)
19 Комментариев:
Александр
27 мая 2014, 09:02
Букв много, а где смысл текста????))))))
Если серьезно, то статья толковая.
Сергей
27 мая 2014, 10:04
Тут даже добавить нечего. Я думаю практически во всех областях так. Человек чем-либо серьезно занимающийся разбирается в предмете настолько хорошо, что каждая деталь для него это не просто деталь, а нечто большее. Главное не съехать в крайности, как те же аудиофилы (то это уже не лечится и ничем не оправдано). Например, кто-то разбирается в кино, действительно разбирается и для него фильмы массового производства, за исключением некоторых картин, унылы и он начинает смотреть арт-хаус и находит там много всего интересного, не доступного простому зрителю. То-же самое в математике, физике и тд. Лично я, когда стал более менее серьезно заниматься гитарой, пытаться понять почему тут звучит вот так, а тут иначе, разбирать чужие композиции и тд, стал по другому воспринимать "музыку для гитаристов" - именно так стоит назвать инструментал (хотя тут тоже есть исключения). Раньше я не понимал Гатри, Грега, Вая, Сатриани. А сейчас мне уже мало. Я ищу еще таких гитаристов. Я восхищаюсь фразами, техникой. Даже какой-нить незаметный слайд приводит меня в восторг)). Конечно еще не все вещи мне доступны, например я еще до конца не могу вдуплить в Джаз.
Павел Забуруев
27 мая 2014, 14:26
Меня ровно два раза таскали на всякие интеллектуальные фильмы. Оба-два раза даже я, не сильно разбирающийся во всякой операторской работе, удивлялся: как можно снимать на уровне первоклассника с видеокамерой такую ахинею..
Danil
27 мая 2014, 14:41
Побольше таких вот статей... Спасибо.
Павел Забуруев
27 мая 2014, 15:25
Дык их тут целый сайт :)
Алексей
27 мая 2014, 15:38
Похоже на попытку профессора математики объяснить аудитории "вконтакте" что: "это ничего, что в моей научной статье много непонятных закорючек, если вы выучите матан то всё поймёте...". Как это не грустно, но вероятность просветления КРАЙНЕ МАЛА!!!111
Макс
27 мая 2014, 16:01
Мильон раз пытался объяснить некоторым людям (причем не сказать, что тупым), что быстрый пассаж - это не отдельные ноты, а цельный элемент, создающий определенную эмоцию. Без толку, совершенно.
Александр Гобедашвили
27 мая 2014, 19:58
Все о чем говорил Павел, можно назвать 2 терминами: "картина мира" и "системное мышление", которое эту картину мира постоянно дополняет. И вот вся разница именно в этих 2 терминах, картина мира у всех разная и мышление не системное у всех))))))
Sandman5000
28 мая 2014, 11:34
Сам долго думал об этом. Порог моего восприятия музыки на данный момент высок, люблю разную музыку и техничную и простую. Раньше я не мог долго воспринимать Малмстина например. Но потом открыл для себя гитаристов виртуозов типа Люмиса и Фридмана и полюбил их музыку, через них и Малмстина. Но все равно душа больше лежит к меньшему количеству нот и мелодизму. Мои мысли - я думал, что мозг так устроен и порог вхождения мелодичной музыки на столько низок, что она сразу воспринимается. А большое количество нот скрадывает мелодизм который присутсвует в пилилове. И моему мозгу приходится прилагать усилия для очистки, возможно он считает это лишним, пеленой так сказать. Тут есть одна параллель. У мозга человека есть одно ключевое свойство упрощать все подряд, но при этом создавать что-то свое, зачастую сложное. видать отсюда все идет. Следуя своим мыслям я сделал вывод. Нужно искать гармонию между большим количеством нот и малым. Пилиловом и мелодизмом. Всегда чувствовать уместно это или нет. То есть сделать что-то свое сложное, но при этом не заставлять мозг слушателя раскалятся до бела и думать что ему подсунули препятствия на пути к гармонии.
Nokkard
28 мая 2014, 15:07
Нравятся мне гитаристы которых можно не только послушать, но ещё и почитать. Павел, пиши ещё). Все, что читал у тебя - интересно и по делу.
igorshmelev
29 мая 2014, 20:31
Да, так и есть. Не занимаясь музыкой, думаю, крайне трудно расширять границы музыкального восприятия.Однако, даже если человек занимается музыкой,всё равно существуют определенного рода "ловушки" на пути к качественному скачку. Самая основная проблема - недостаточная концентрация на композиции, отвлеченность внимания. В прогрессивной музыке в единицу времени происходит столько всего, что сознание слушателя может банально не успеть переварить весь поток звуковой информации. Я, к примеру, долгое время не мог слушать Greg Howe, мне не хватало в нем "металла":) Но периодически возвращаясь к нему снова и снова, я был ошарашен,как много я не замечал. По сей день я являюсь огромным поклонником его музыки. Тоже самое касается и современной академической музыки. Думаю, если бы мне лет пять назад сказали,что я буду слушать Альфреда Шнитке на repeat, я бы громко рассмеялся...http://www.youtube.com/watch?v=xNKWoo9Fe40
Сергей
03 июня 2014, 17:21
2 igorshmelev
Согласен. Читал я как-то Попова и он всколько задел тему додекафонии, и вообщем не очень лестно отозвался о ней))) Я решил погуглить, как она звучит эта додекафония. Сначала наткнулся на Лунного пьеро. А потом собственно через википедию вышел на Шнитке. Обычный человек конечно такое слушать не будет. По крайней мере не сразу - нужна подготовка.
igorshmelev
03 июня 2014, 23:11
2 Сергей
Да! С наскоку ничего не выйдет. Более того, у того же Шнитке есть композиции, которые после over 9000 никак не ложатся на душу и хочется просто прекратить это истязание собственных ушей. Тоже самое касается и других модерных композиторов 20-ого века, типа Луиджи Ноно, Шостаковича, Денисова и т.д. И уже на этом уровне возникает вопрос о причине отторжения этой музыки: вызвано оно непониманием и недостаточностью уровня восприятия\знаний\музыкального опыта или это чистой воды афера. К примеру, я не могу однозначно определить для себя, является ли этот человек гением или клоуном: http://www.youtube.com/watch?v=66n0IXwm7Ag
Кстати, у этого персонажа я насчитал 76 альбомов :)))))))))
Сергей
04 июня 2014, 08:26
Совсем забыл. Есть же еще такой стиль "музыки" как нойз. Хотя, я бы не назвал это музыкой. Интересно, как тут с восприятием. Если я такое не могу слушать - это со мной что-то не так, или с теми, кто делает ЭТО?)))
Антон
14 июня 2014, 07:53
Злая шутка современной музыки состоит в том, что гитаристов, играющих высокотехничную музыку стало намного больше, чем, слушателей, готовых этот продукт потребить. Вне зависимости от его качества. Т.е.старинная функция музыки - "развлеккать, отвлекать от тяжелого быта, сопровождоть различные этиапы жизнги (обрядовая) и т.п." сузилась до функциии - "у меня есть хобби - я слушаю техничных гитаристов и сам пытаюсь сыграть примерно так-же". Хотя боль автора за понимание своего искусства вполне понятна. У нас в качетве обрядовой и бытовой музыки используется совсем на Гатри Гован, а "Лесповол", Централ", "Мурка" и т.п. ...
Макс
16 июля 2014, 17:42
Антон, вот когда я жил студентом в общаге (читай постоянно общался\пересекался с большим количеством разных людей со всей страны, к музыке отношения не имеющих) ни разу ни лесоповал, ни централ не слышал. А все больше поп-рок, попсу, хип-хоп, разновидности электронщины (и наше, и не наше). Это конечно не самая широкая и достоверная выборка (понятно, что не в студенческих кругах людей все может быть иначе), но я к тому, что как бы не только шансон играя у нас можно добиться того, чтобы кто-то тебя слушал (не полтора землекопа и не гитаристы за технику, а обычные люди). И высказывания типа "у нас все слушают шансон", честно говоря, напоминают отмазу на тему "почему меня никто не слушает". Вот почему мало кто из гитаристов учится писать попсовые (в хорошем смысле слова) песни - загадка. Или что например мешает брейкбит играть (живьем), подмешивая гитарку? И тем более подумай, кто на концерты-то ходит и будет ходить лет через 10-20? Выросшая в безинтернетном вакууме часть аудитории, не знающая ничего кроме бутырки и сердючки, по-моему вообще постепенно перестает быть значительной.
Или я не прав?
Алексей
25 июля 2014, 00:08
Всё обсуждение не читал, извините, если повторю чью-то мысль.
Мне кажется "порог восприятия" зачастую зависит не только от уровня музыкального развития человека, но и от его психо-физиологических особенностей. То есть нужно быть определенного склада личностью, чтобы иметь возможность воспринять ту или иную музыку, не обязательно гитарную. Не каждому нравится звук симфонического оркестра, будь он хоть 10 раз лауреатом всех международных конкурсов. Не каждый воспринимает Стива Вая, как интересного композитора и талантливого гитариста. Я задумался - почему!?
Как-то отец употребил в беседе очень интересную аналогию: у каждого в душе есть свой набор струн, они настроены определенным образом, и определенная музыка вызывает резонанс в этой системе струн, вызывая эмоциональный подъем. По-моему, это очень удачное объяснение того, почему разным людям нравится разная музыка. То есть, проще говоря, каждому своё.
Проще всего рассказать о себе. Мне кажется, я достаточно внутренне уравновешенный человек чаще всего, и заметил, что люблю больше всего музыку крайне гармоничную и мелодичную. Из рок гитаристов в последнее время очень нравится Нил Шон, в основном в составе Journey, да и вся группа в целом. Меня дико вставляет их альбом Escape, воспринимаю его как очень цельное и ценное произведение. Из поп-исполнителей уже много лет подряд не могу наслушаться Сарой МакЛаклан, певицей из Канады, почти любая ее песня, особенно в живом исполнении, заставляем меня переживать восторг. Прослушивание этой музыки меня реально вдохновляет и поднимает настроение. В то же время, я на дух не переношу почти любую электронную музыку, кем бы она ни была исполнена. Пробовал слушать несколько раз то, что советовали - не идёт и всё тут!
Возможно, что предпочтения в музыке во многом открывают внутренний мир человека. Другой вопрос, как эту информацию интерпретировать...
AD
10 октября 2014, 13:10
Отличная статья. Сразу многое вспомнилось по жизни ... однажды в 1984 года попал на фестиваль американского кино. Три фильма: про какого-то маклера, "Ностальгия" Тарковского и Куин - волшебство в Будапеште. Порог восприятия действительно крайне низок. В первом фильме я был не способен угнаться за динамикой сюжета ... как говорится ситуация схожа с непониманием того, о чем говорит радио в 6 лет. Ностальгию я и потом раз пять смотрел .. не скажу, что я ее до конца понял, но отрвать глаз нельзя - смотришь ее, как последний дебил на вдохе .... ну, а про Квин ... тут вопросов нет.
Так, что про живопись в последнем абзаце - это поправимо - несколько уроков живописи у художника и ... совершенно другой порог восприятия. Моя жена в 50 увлеклась живописью и теперь мир видит/раскладывает на слои .. на области света и тени ... ппц.
ЗЫ: про переполнение буфера понравилось - в точку.
Короче, чтоб твое личное мнение было хоть самую малость полезно и ценно для других, надо заниматься предметом.
Unknown
12 октября 2014, 23:30
Я вижу тут вымудренное и полное всем известными фактами отстаивание своего огорода. Я часто-густо вижу когда в стремлении играть быстрее тонет сама игра и музыка вместе с ней....по крайней мере для слушателя точно....игрок то может и слышит в ней свой смысл