Мысли, изложенные в этой заметке, витали в воздухе уже давно, однако лишь сейчас было решено изложить их в текстовом варианте. Получилось много, заметка длинная, однако вполне может быть, что из нее многие из вас смогут понять, почему же плохо с деньгами, почему нет работы и что вообще делать. Сразу оговорюсь, что во-первых я как обычно излагаю свое видение ситуации и оно может радикально отличаться от вашего, а во-вторых это самое видение основано на личном опыте, который опять же будет отличаться от вашего собственного. Плюс в первую очередь здесь будет говориться о музыкальной и околомузыкальной деятельности, однако ряд изложенных положений вполне согласуется и с другими сторонами нашей жизни.

Распространенная ситуация: ты специалист, потративший полжизни на обучение своему делу. За плечами у тебя образование, самообучение, практика. Тебя знают и очень уважают собратья по твоей деятельности, у тебя есть уже серьезная репутация и более того — ты любишь свое дело, тебе нравится твоя работа. Но как это зачастую бывает, при всем при этом у тебя банально нет денег.

Нет денег — это не значит, что тебе не хватает на покупку новой яхты или поменять свою старую феррари трехлетнего возраста на новую. Нет денег — это когда ты едва оплачиваешь съемную квартиру, о покупке своего жилья не идет даже речи, а ты вынужден урезать даже самые необходимые расходы — на еду, здоровье и профессиональные нужды.

С одной стороны у человека, попавшего в такую ситуацию, возникает серьезный диссонанс: как же так, я чуть ли не один из лучших спецов в стране, плюс угробивший десятилетия на профессиональный рост, серьезный даже по зарубежным меркам, а сижу у разбитого корыта. С другой стороны этот диссонанс связан просто с непониманием реалий (как минимум в прошлом, когда планировалась деятельность) и через это — незнанием, что делать и куды бечь.

Лично я побывал в очень и очень разных во-первых финансовых ситуациях, а также поработал на многих работах. Зарабатывать деньги у меня стало получаться лет с 16-17, и начиная с того момента я побыл гитаристом по найму в нескольких коллективах, аранжировщиком и преподавателем гитары. Финансовые ситуации болтались туда-сюда: будучи двадцатилетним пацаном, получалось за пару-тройку месяцев накосить под восемь штук баксов, но было и обратное, когда впрягшись в сомнительный проект и не оставив прикрытыми тылы приходилось продавать свои гитары и оборудование, чтобы как-то платить за квартиру и покупать еду.

Начнем с самых основ. В сегодняшних реалиях в России согласно классовой теории у нас наличествуют три класса: капиталисты, пролетарии и мелкие буржуа. Эти классы разделяются по принципу отношения к труду: у пролетария труд отчужден капиталистом, мелкий буржуа свой труд продает лично сам, а капиталист продает чужой труд, присваивая добавленную стоимость. У нас принято фыркать и пренебрегать словом «пролетарий», дескать, это все вот такие тупые и бескультурные Шариковы (кстати, он по книге-то был именно мелким буржуа, продавая свой труд как артист и получая деньги) и дворники Тихоны из «12-ти стульев» Ильфа и Петрова.

На деле пролетарий — это, к примеру, Игорь Сечин. Да-да, дорогие друзья, это точно такой же наемный сотрудник (пусть и обладающий ничтожным количеством акций в компании, которая его по сути нанимает), как и вы, дорогие фрилансеры, программисты, дизайнеры, маркетологи и девелоперы. Только зарплаты у вас разные и влияете вы на экономические процессы несоизмеримо иначе. А вот дядя Дживан, который держит мелкий магазин на окраине города — это капиталист: он нанимает продавцов, грузчиков и перепродает товар, причем даже не своими руками, имея на этом свой доход. Пролетарий Сечин по деньгам зарулит тысячу таких дядей Дживанов в жесткие минуса.

У каждого класса есть свои вполне очевидные интересы. Пролетарий заинтересован в том, чтобы ему платили побольше, при этом совсем не заинтересован, чтобы именно работать больше. Капиталист заинтересован совсем в другом: ему нужно пролетарию заплатить как можно меньше, тем самым увеличив свой доход, а еще при этом желательно заставить пролетария работать больше, чтобы производил он тоже больше и тем самым еще увеличивал доход капиталиста. Мелкий буржуй заинтересован в том, чтобы и продавать свой товар подороже, и производить его побольше, а еще желательно, чтобы этот товар не особо требовал вложений и труда, чтобы опять же производить его побольше и увеличить разницу между конечной ценой для потребителя и себестоимостью. И вот теперь с этих позиций можно посмотреть, что происходит, например, в обычной музыкальной и околомузыкальной ситуации.

Стандартный способ заработать денег, будучи гитаристом — пойти в коллектив к кому-то из звезд. Это означает, что ты становишься пролетарием, при этом твой работодатель (будь то сам артист, продюсер или продюсерский центр) — капиталист. Соответственно, его интересы — это платить тебе меньше, а помимо этого еще и урезать затраты на твое содержание. Например, ввести минимальные суточные, селить в двухместных номерах в гостиницах вместо отдельных на каждого и тому подобное. Плюс ко всему работодатель абсолютно не заинтересован поднимать зарплату, особенно в текущих экономических условиях: публика стала объективно беднее, денег в стране меньше, корпоративы и заработки на них, составляющие как минимум значительную часть работы артиста (если не главную), сильно сократились. Поэтому нередки случаи, когда музыкантам убирали гарантию, выплачиваемую каждый месяц, а стали платить сдельно по факту выступления.

Это происходит не потому, что артист — сволочь. Не потому, что директор жадный и не потому, что все они козлы, а нас, творческих личностей, не ценят, гады такие. Это потому, что у них экономические интересы — вот такие, и они полностью противоположны интересам пролетариев. Плюс еще необходимо понимать, что в руках капиталиста есть мощнейший инструмент под названием «безработица». Многие по незнанию считают, что в капиталистических государствах стараются искоренить безработицу, но это абсолютно не так: максимум ее просто пытаются держать в каких-то рамках, не допуская голодных бунтов и социальных катаклизмов.

Так вот, безработица — это инструмент экономического принуждения пролетария. Приходит такой пролетарий к капиталисту и говорит: «дай денег!» А капиталист ему: «не дам!» Пролетарий говорит: «ах ты падла такая, че ты жопишь-то?» А капиталист отвечает: «ну не нравится — всего хорошего, увольняйся». И тут пролетарий смекает: елы-палы, работу-то хрен найдешь, вон и Васька уже полгода на бобах, и Колька по гастролям уж три месяца как не катался, да и Петя последний известно что без соли доедает. И тогда пролетарий с высокой вероятностью замолкает и с глупыми предложениями к капиталисту больше не подходит. Ну по крайней мере в течение какого-то времени, после чего история повторяется. Разумеется, все это вовсе не означает, что заработать таким способом нереально (см. пример про Сечина): бывают единичные случаи, когда музыкант попадает в коллектив и получает действительно серьезные по меркам профессии деньги. Ключевое слово — единичные. Но в основном шансы даже купить квартиру в Москве, с чистого места просто заработав на нее деньги игрой у артиста, в нынешние времена (в девяностые ситуация существенно отличалась) практически невозможно, каким бы мега-гитаристом ты не был.

Кстати, безработица среди тех же гитаристов на мой взгляд будет только расти: инструмент в последние лет 10-15 получил серьезное распространение в стране, уровень опять же вырос просто нечеловечески, а такая масса даже очень круто играющих музыкантов попросту никому не нужна: нет такого количества артистов и такого количества концертов. И судя по ситуации, не будет в обозримом будущем.

Еще один вариант — игра в кавер-группе. Да, есть небольшое количество групп, которые работают, что называется, не вынимая. Но в целом работу таких коллективов можно представить уменьшенной копией работы поп-артистов: заработки идут только с халтур (сольных концертов такие группы практически не дают, за деньги — тем более), на корпоративы их часто приглашают играть помимо основного «хэдлайнера» в лице очередного Киркорова, денег они стоят соответственно значительно меньше, а это в свою очередь означает, что и отщипнуть от общего дохода у тебя получится поменьше. Опять же, есть коллективы, которые работают много и стоят прилично, но ровно точно также есть артисты с приличными гонорарами, а основная масса работает значительно скромнее и денег там существенно меньше.

Следующая возможность заработка — это сессионная работа. Признаться, я несильно владею вопросом, так как сам не занимался этой деятельностью для постоянного и основного дохода, однако с точки зрения теории это ровно та же деятельность как пролетария, у которого отчуждают труд некие капиталисты. Здесь капиталистом по сути выступает заказчик — это может быть композитор, аранжировщик или сам артист, оно уже не суть важно. Главное, что твоя задача — записать то, что от тебя требуется, получить свои три копейки и свалить. Ключевым здесь является то, что это не тебя лично нанимают писать соло — это просто покупают некую партию, которую волею судеб исполняешь именно ты, при этом на твоем же месте мог быть кто угодно, кто чисто физически способен сделать ровно то же самое.

В чем разница? Да в том, что опять же артисту или продюсеру абсолютно неважно, кто конкретно сыграет эти ноты в их песне, которую они будут продавать. А значит, что даже если ты играешь как три Стива Вая вместе взятых, то никто за тобой бегать не будет, никто не укажет тебя на пластинке и соответственно никто не будет платить тебе отчислений с продаж или авторских. Твой труд забрали, деньги тебе заплатили и больше ты к нему отношения не имеешь. А это в свою очередь означает, что возможность постоянного заработка сессионной записью будет только в том случае, если ты прилип к какой-нибудь студии или продюсерской конторе, в которой просто трудишься по сути как штатный сессионщик.

Так как студий и контор — ограниченное количество, следовательно, и количество занятых на них музыкантов тоже как правило ограничено. Свято место пусто не бывает, поэтому обычно на этих местах уже сидят люди, зарабатывают копейку и им совсем неинтересно, что туда сейчас придешь весь такой мощный ты и будешь отнимать у них хлеб. Поэтому как бы ты ни играл и каким бы адовым монстром не был, но если ты не завязан с какой-либо студией, центром или еще какой-то организацией, записывающей музыкальный материал в потоковом режиме, то постоянного дохода с сессионной деятельности у тебя скорее всего не будет. Виденные мною случаи это подтверждают полностью. Про сами заработки тоже будет нелишним сказать, что они вовсе не космические, и платить по тысяче баксов за песню тебе скорее всего не будут.

Это происходит опять же не потому, что артисты и продюсеры — сволочи, и не хотят указывать гениального автора мега-соло в песне. Просто они — капиталисты, а ты — пролетарий, такова твоя роль в этой системе общественно-экономических отношений. Плюс ко всему очень редко кому нужно гениальнейшее, концептуальнейшее и виртуознейшее исполнение в песнях: редко где гитара играет главную роль в музыкальных произведениях, поэтому сообразно ее роли и значению требования предъявляются соответствующие. Справиться с ними может в общем-то практически любой более-менее играющий гитарист, а значит звать гражданина с запросами, требованиями и желании быть указанным в авторах и получать отчисления с продаж — смысла никакого нет. Это разумное поведение людей, которые занимаются музыкой как бизнесом.

Все это относилось к общей категории отношений пролетария и капиталиста. Вывод из вышеуказанного простой: количество денег на такой работе зависит не столько от умения играть руками (людей, кто играет действительно круто, сейчас становится все больше и больше), сколько от наглости и сноровки. Можно просто взять и при обсуждении зарплаты зарядить цифру вдвое выше, чем предлагается — на шару, из серии «прокатит-не прокатит». Можно зарядить двойную оплату репетиций, дополнительные требования (персональную машину на концерт и с концерта домой, если в Москве, например) — при должном умении оно вполне работает. Можно уже работая в коллективе идти ва-банк и ставить вопросы о зарплате ребром, в духе «если сейчас вы не поднимаете — я завтра улетаю домой, играйте сами на гитаре». Способы есть, но они не относятся непосредственно к игре на инструменте, плюс большинство из них все же требует прикрытого тыла, иначе в случае провала операции (а бывает и такое) ты останешься голодным. Все вышеуказанное испробовано в том числе лично :)

Теперь перейдем к вожделенной многими работе на себя. Это же мечта каждого — а вот мол у меня не будет начальника, что хочу то и ворочу, сам себе хозяин и т.п. Мечта эта достаточно странная, поскольку в ряде случаев быть пролетарием элементарно выгоднее: если брать нормальную (не музыкальную) работу, то работа «на дядю» хоть как-то регламентирована по времени, плюс иногда бывает ряд ништяков в духе служебной машины, оплачиваемые отпуска, медицинские страховки и оплата расходов в случае командировок. При работе на себя все это тоже есть, только платишь за это тоже ты сам. Принял кривое решение и просрал по сути работу на ближайший месяц? Все, этот месяц у тебя денег не будет. Нужно съездить в другую локацию по делам? Покупай билет, неси все расходы сам. Если получится и дело выгорит — хорошо, не зря вложился. А не выгорит — ну и дурак, зря мотался и деньги потратил. Ну и все в таком духе.

В музыкальной деятельности есть несколько вариантов такой работы на себя. В свое время я занимался аранжировками, причем в частном порядке. Цены на одну песню по тем временам (начало 2000-х) доходили до 500 долларов, поэтому все было вполне нормально и можно было позволить себе отказаться от предложений нескольких студий. Они предлагали устроиться к ним на постоянную основу: с каждой вещи платили там меньше, однако был поток, так как эти студии работали на нашу эстраду. Суть не в этом.

В данном случае, так как ты выступаешь уже не как пролетарий, а непосредственно продаешь потребителю, то на арену выходит штука под названием «конкуренция». Между пролетариями конкуренции как таковой нет: два сантехника, работающие за зарплату, вряд ли будут рвать известное место, работая сверх своего графика. Разумеется, у многих работодателей существует система штрафов за плохую работу и поощрений за хорошую, но это мелочи. А главное в конкуренции заключается в том, что один рано или поздно сожрет другого. Не в прямом смысле и не лично, конечно, но при условии ограниченного круга потребителей твоего продукта ты стремишься замкнуть как можно больше потенциальных потребителей на себя. И вот тут вопрос — как ты это будешь делать. Если потребитель несильно шарит в качестве этого продукта, то самый верный способ — снижение затрат на производство и цены, то есть начинаем работать на вал, забив на качество и клепая ширпотреб.

Именно так случилось с той моей деятельностью, когда низший порог у других частных исполнителей опустился до 50 долларов, а работы они делали чуть ли не на самоиграйках. Заказов поубавилось, денег стало существенно меньше, пришлось менять работу. Собственно, одной из таких работ и стало преподавание, которым я занимаюсь успешно уже больше 12 лет. Успешно — по моим меркам, конечно: с точки зрения Сечина я, конечно, тотальный нищеброд. Правда, с точки зрения Ортеги или еще какого Гейтса Сечин — точно такой же нищеброд, а Дерипаска с Абрамовичем — тупо местячковая гопота, отжавшая себе пару ларьков. Все эти вещи относительны, разумеется :)

К преподаванию применимы все те же самые принципы, например, конкуренция. Преподавателей сейчас настолько много, что глаза разбегаются: можно найти кого угодно, в каком угодно районе и за какие угодно деньги. Разумеется, круг потребителей опять же ограничен и в основном для музыкантов преподавание — это просто возможность приработка, когда глухо по концертам в кавер-группе, например, или меняешь работу и ищешь нового артиста, чтобы кататься с ним по гастролям. Слово «конкуренция» многими также понимается, на мой взгляд, неверно: это не столько противоборство (для этого есть словосочетание «конкурентная борьба»), сколько просто наличие у потребителя альтернатив — он может пойти к тебе, а может и вон к преподу из соседнего района.

Конкурентной борьбы же как таковой между преподавателями нет. Причин этому много, одна из главных — разобщенность публики. Вот записал ты, к примеру, видео, или написал статью, где показал редчайшие кадры своего конкурента, которого хочешь изжить со свету и лишить средств к существованию. На этих кадрах он в женских стрингах бегает по улицам и измазывается в собачьем дерьме. Твои зрители и читатели впечатлятся — эвон оно как, препод Вася-то оказывается того, нездоров головой-то! И на этом все закончится: к тебе ходит незначительная часть публики от общей массы, а большинство даже никогда обо всем этом и не узнает. То есть конкурентная борьба при помощи информационных атак, публикации разных компрометирующих материалов и даже прямой клеветы ни к какому результату очевидно не приведет.

Борьба с конкурентами при помощи цен также не помогает, поскольку в пределах доступности (в той же Москве находится как минимум под сотню частных преподавателей) всегда есть альтернатива твоей цене, даже если ты ее снизишь. Стоили твои уроки 2000 рублей, никто не идет, начинаешь снижать до 1500, но там уже полно других, причем еще меньше. Ты снижаешь до 500, но есть полно людей за 400 и так далее. Поэтому такая тактика борьбы аналогично обречена на провал — все ценовые сегменты заняты, народу в них много, а с развитием интернета и наличием скайпа бороться при помощи демпинга стало еще сложнее: тебя в любом случае легко победит тот, у которого жизнь стоит дешевле и он может себе позволить работать за меньшие деньги.

Но главное здесь в том, что опять же от непосредственно умения играть на гитаре твоя востребованность как преподавателя зависит не очень сильно. Тут решают совсем другие качества, даже к музыке в целом не относящиеся. Плюс здесь не работает реклама (давать объявления и рекламные блоки в соцсетях, яндекс.директах и прочих площадках абсолютно бессмысленно), и даже если у тебя десятки тысяч подписчиков, то простое объявление типа «даю уроки, звоните туда-то» не дает существенного притока людей. Для очень многих это кажется странным, но это факт, и его может подтвердить любой из великолепных музыкантов, составляющих, если так можно выразиться, гитарную элиту нашей страны, и при этом не имеющий капитального дохода с учеников ежемесячно.

Вывод из всего этого опять же простой: если работать «на себя», то еще большее значение, нежели при работе «на дядю», имеют как раз способности и умения продать свои услуги. Причем если говорить конкретно про преподавание, то в качестве рекламы не работает ничего, что по идее наоборот должно приводить людей. Громкая реклама, например, растрезвонить на каждом углу, что я крутой, я вот такой-то и такой-то, все вокруг ваще лохи, а у меня есть мега-методы и секретные технологии, я всех научу — она быть может и работает, но максимум на первую волну учеников, которые наслушавшись рекламы все же прибежали. Второй волны уже, скорее всего, не будет — примеры были буквально перед глазами.

Снять уроки для ютуба на качественно ином уровне, скажем, пригласить пару операторов, поставить хороший свет, снимать с разных ракурсов и заморочиться монтажом — тоже не работает, да и таких роликов уже просто вагон и выделиться за счет какого-то качества уже не получится принципиально. Сайт, группа ВК, канал на трубе — все это не действует само по себе, а может являться лишь дополнительным инструментом.

Глобальный вывод из всего вышесказанного для меня очевиден. Само лишь умение играть, преподавать, записывать гитару, сочинять и тому подобное не сделает в сегодняшних условиях погоды. Будучи вовлеченным в систему общественно-экономических отношений, музыкант испытывает на себе ровно то же влияние этой самой системы, как и слесарь, инженер или космонавт. Если ты стремишься стать пролетарием — должен найтись тот капиталист, кому необходим твой труд, и при этом неизбежно придется вступать в борьбу. Если ты стремишься стать мелким буржуа, то должен найтись тот потребитель, которому ты результат своего труда будешь продавать, и неизбежно придется встретиться с конкуренцией и с необходимостью заниматься именно продажей своего труда, а не только самим трудом. Ситуация, когда просто круто играющий человек озолотился лишь за счет своего умения, к сожалению возможна только в воображении.