Оззи бодрячком?
Название заметки — явня отсылка к предыдущей про Сатриани, Рика Грэхема и ритм. Собственно, и здесь будет про то же самое: про ритм.
После предыдущей заметки, где разбиралось, почему вяло сыгранная гитара, летящая впереди ударных, звучит вот так, а сыгранная жестко и ровно — вот эдак, было массу комментов в различных местах интернета, дескать, Забуруев обосрал Грэхема. Где там это самое «обосрал» — понять сложно, ну да не будем смеяться над болезными.
Продолжим разговор про ритм и барабаны. Буквально сегодня один из моих студентов скинул отрывок песни Оззи Озборна «Let It Die». Песня — с последнего альбома, играет там гитарист Gus G. Скинул не просто так: у человека возникло подозрение, что как-то там не очень правильно оно взаимодействует с барабанами. Вот этот самый рифф:
Он абсолютно элементарный, и по большому счету играть тут нечего. Я был немало удивлен тому, что гитара здесь торчит сильно впереди ударных. Вот так выглядит момент одновременного звучания гитары и ударных (по-моему там бочка и нижние томы):
Что мы здесь видим? Все ту же самую, до боли знакомую «горку»: инструменты въезжают, вместо того чтобы воткнуть капитальным пендалем. Было решено немедленно записать свой вариант. Я не стал заморачиваться с перестройкой гитары (учитывая, что у меня на данный момент стоят струны 9-42, в пониженном на два полутона вниз они бы болтались как нитки) и записал в стандартном строе на скорую руку. Получилось это примерно так:
Я сделал то, что стараюсь делать в таких случаях: попасть в барабаны и не вылезать вперед. При этом получается как раз нужный щелчок, как будто вся группа является единым организмом и лупит настолько жестко и синхронно, что появляется необходимый эффект панча. Вот так выглядит тот же участок взаимодействия инструментов:
Очевидно, получилось дать полноценно атаковать барабанам, так как они априори имеют более плотную и резкую атаку, нежели гитара. Как резко и хлестко из нее ни доставай звук, барабаны по своей сути будут всегда в выигрыше — это особенность инструмента. В данном случае мы эту особенность не украли и не отняли у ударных то, чем они и дают жару.
На самом деле, здесь все в принципе очевидно и понятно, однако в процессе обсуждения данного вопроса со студентом моментально всплыли некоторые вопросы. Ну вот понятно, что я весь такой молодец и записал как надо. Получается, что Gus G не знает, как играть с барабанами? Или в коллективе не нашлось человека, который бы сказал, мол, старик, ты как-то несколько мылишь нам звук капитально, сыграй-ка заново и как следует? Или нет продюсера, который ударит по рукам и заставит сыграть как положено? В конце концов, можно пойти читерским путем и просто подвинуть все куда надо.
Оззи — артист первого эшелона. Мне кажется, у таких людей всем, начиная от подбора коллектива и заканчивая проработкой райдера, занимаются далеко не последние люди в своей профессии. И внезапно вот такое. Я полез посмотреть, кто же продюсер данного альбома. Оказалось — сам Оззи. И через это у меня лично возникло следующее мнение, почему такое пролезло на запись.
На мой взгляд, чтобы самому хорошо спродюсировать свой альбом или трек, надо быть просто мега-гением. Такие есть, но как правило все же наличествуют специально обученные люди, которые смотрят со стороны и знают, как нужно записать для достижения необходимых целей. Боб Рок пришел в Металлику и сделал их мультиплатиновыми. Где-то был видео-ролик, как он, можно сказать, строит их в студии и заставляет переписывать дубли, которые его не устроили.
Такие люди получают фантастические деньги фактически за функции надсмотрщика. В одном из старых номеров Classis Rock была статья, где разбирались финансовые аспекты стандартных контрактов исполнителей со звукозаписывающими лейблами, студиями, спонсорами и так далее. На тот момент меня немало удивил тот факт, что с продажи альбомов продюсер зачастую получает больше, чем вся группа вместе взятая. Впоследствии, особенно после чтения различной тематической литературы, выяснилось также, что у них продюсер — это именно такой вот специалист, а не «волосатая рука», которая вваливает деньги в очередные поющие трусы, да и пялит их между делом заодно.
На месте артиста лично я бы с удовольствием отдал бы бóльшую часть денег продюсеру, который вывел бы на вершины чартов. Деньги — они сейчас, а вот за счет его работы у тебя появляется имя, на котором многие выезжают чуть ли не всю оставшуюся карьеру. Мне кажется, что в случае с данной записью получилось так, что продюсированием занимался не совсем компетентный человек.
Он может быть мега-композитором, зверски ловким исполнителем и так далее, но это никак не говорит о его качествах продюсера, так как это — абсолютно другое и крайне специфическое направление деятельности. Не будем также отрицать и обычное человеческое тщеславие, типа, я блин продал 10 миллионов дисков, будет еще какой-то хер указывать мне, как и что надо записывать. Такое бывает сплошь и рядом, когда человек после какого-то успеха, воспарив до небес, перестает мыслить трезво. Да и уж в трезвости Оззи заподозорить крайне сложно :)
30 Комментариев:
Вован
08 декабря 2015, 04:24
Вопросик, а применима ли агогика в такой музыки, да и вообще гитара+драмсы? В общем, довольно часто можно услышать, когда песню заканчивают постепенным замедлением. Или такой редкий гость, как постепенное ускорение. Те варианты, которые я слышал - не работали. Но возможно ли это сделать ровно? Или может классику захотелось с ударником поиграть.
Иван
08 декабря 2015, 08:24
Спасибо за статью и за примеры. Прочитав год назад твои и Фреда заметки про ритм, сам стал более внимательно относиться к нему в своей игре, а также прислушиваться к чужой музыке. Думаю, ваша работа по изменению общественного сознания дает и будет давать результаты.
Владимир
08 декабря 2015, 12:27
хм.. Всем кому ни включал, в том числе музыкантам,вариант Оззи нравится больше.
Саня
08 декабря 2015, 12:45
Блин, Gus G, слажал!!! Теряю веру в незыблемые принципаы существования Вселенной!))
mik
08 декабря 2015, 12:50
There are many unknowns в этой истории, насчет того как именно у них проходит запись. То есть вот отдельно каждый записал свою дорожку, и по домам, даже не слушая что получилось? Или все же слушают потом все вместе? Второй вариант более вероятен, если только они там не ненавидят друг друга настолько, что хотят разбежаться как только записали :) Так вот если предположить, что потом все же слушают, что получилось, то немного странно осознавать, что вот сидят три топовых чувака - Gus G, басист и драммер, слушают этот рифф, и никто не говорит - давайте переиграем, потому что гитара вперед. Ладно Оззи, но это ж ведь их хлеб - ритмовая, четкая игра, особенно для басиста и драммера. Ведь это же слышно очевидно, и предположить что никто из них этого не слышит, сложно. Какой бы не был авторитет у Оззи, они ж вместе работают, да и переписать этот рифф не проблема, потому что он простой. Может, конечно, все все слышат и понимают, и вот специально решили замылить звук потому что "так хочется".
Сергей
08 декабря 2015, 13:34
На записях все временнЫе соотношения треков зависят от миксинг инженера / продюсера. Чаще всего все режется на куски, сдвигается/выравнивается по времени вплоть до жесткой квантизации. Так что гитарист тут может быть совсем не при делах.
Вован
08 декабря 2015, 13:36
В догоночку хотел бы ещё добавить. Мои уши и руки сейчас добрались до сольников Джона 5. И совершенно не понятно, чел настругал штук 5 инструментальных альбомов, но 1) кривых 2) Джон играет грязно, "проглатывая" ноты3) Так и не смог уловить, что в его опусах делают приглашённые Сатриани и Шихан, видать проплатили хорошо, а бабло как известно побеждает ритмику)))
Вован
08 декабря 2015, 13:42
три топовых чувака - Gus G,"
Уважаемый эксперт, поведай же, что же в нём топового? Уровень игры что ли топовый?)))
да и переписать этот рифф "
Альбом не слышал, но есть подозрения, что переписывать придётся не только его, а ещё и этого топового гитараста заменить
mik
08 декабря 2015, 13:53
Да какой я эксперт, я собственно студент из этой истории, на эксперта не претендую, а высказываю свое мнение, так что не надо ерничать.
Суть мнения в том, что чтобы пройти через пре-прослушивания, попасть на финальное к Оззи, и быть выбраным, наверное все же НЕ топовым чеваком быть не получится. Так же подозреваю, что желающих хватает и конкурс очень высокий, так что просто хорошо бухать вместе с Оззи наверное не прокатит. А все равно такие вот вещи получаются. Желаю Вам попасть к Оззи на следующий альбом и поправить ситуацию :) (это шутка конечно)
Вован
08 декабря 2015, 14:00
mik, Ну вот попал как-то. Может Оззик был не трезв))). Или он сам не слышит так детально ритмические нюансы. Да пипл то и так схавает. Может чем-то другим взял - дорогу молодым. Но называть его "топовым" я бы не стал, но может ты под этим понимаешь нечто отличное от моего
mik
08 декабря 2015, 14:05
Вован, насчет "пипл схавает" я согласен. Из всех тысяч или миллионов послушавших альбом Scream, где-нибудь 0.0001% процента (включая нас) вероятно этот косяк с риффом заметили, заморочились, а некоторые даже написали пост про это :) Остальных просто пропер новый альбом Оззи. Тем более что альбом по материалу и правда классный.
Вован
08 декабря 2015, 14:05
Да и потом, Оззик то уже старпёр, наверно ему уже просто пофигу. Он сам уже поёт очень плохо. И не только оттого, что слова забывает - но и без примочек даже "Paranoid" спеть не может. Но никто же не будет его ругать за это - это же сам Оззи, ну и пипл хавает.
Вован
08 декабря 2015, 14:10
Тем более что альбом по материалу и правда классный."
Точно? А то на метал архивах средняя оценка - 64%, видать просто очередной выброс старпёра, по инерции. Последний, который я слышал - Down to Earth, вроде бы, банальный рок-альбомчик был, в стиле современной американской рок-попсы. Не думаю, что что-то изменилось.
Махмуд
08 декабря 2015, 15:08
Я все еще жду, Паша, твой сольный альбом, на котором, ты покажешь планете, как надо звучать, играть, "грувить", и все офигеют.....Наверное.
А заодно, бонусом, мы услышим, наконец, как должны выглядеть правильные компрессия, эквализация и "пространство".
Ты говорил, как-то, что это нерентабельно, не нужно никому, но, Паш, ради образования, ради развития общества, люди, бывало, на костер шли.
гОсть
08 декабря 2015, 17:17
А может, все-таки идея была именно в таком размазанном звучании, а не рубленом с паузами? Все-таки это интро, а не главный рифф...
И как продюсер/инженер/микшер значится Кевин Шурко - как раз тот самый мега-чартовый гений продюсер, который и других поднял... и плюс Оззи..
Может, он , конечно, только часть сделал
Макс С
08 декабря 2015, 17:23
>> хм.. Всем кому ни включал, в том числе
>> музыкантам,вариант Оззи нравится больше.
Тут темп разный, причем пунктов эдак на 8, так что их не очень корректно в лоб сравнивать.
Вован
09 декабря 2015, 00:20
Продолжая перебирать свою фонотеку - уже гигабайты митола и не только полетели в корзину. И бутлег металлики за '93 год глянул - там звук с пульта, такая ржака. Стал придираться ко всему, вплоть до композиции в целом и чувства прекрасного у музыкантов. И добрался до Мальмстина - вкривь и вкось! Раньше то я думал, что он виртуоз. Но зато чувство музыки есть, мелодика въедается в голову.
Заодно скачал рандомно вещи Котцена с разных альбомов, потыкал, но какой-то уносящий ритмики так и не услышал. Не могу сказать, что в этом плане он превзошёл Мальма, наверно в этом плане я совсем глух. Будто Котцену даже скучно и он там засыпает на ходу. Но вот композиционно - тотальный ужас и нестроевич из услышанного, как и у Джона 5. randomize riff, randomize solo. По ходу, эти деятели так свою "музыку" и извергают - им отбойный молоток в руки надо, а не муз. инструмент.
Короче говоря, я не могу чем-то пренебречь, а идеала пока не нашёл. Перешёл на басту и гуфа - у них то ритм качает как надо!
Герман
09 декабря 2015, 02:16
Ну и зануда же Вы, Павел!! Послушал этот пример "размазанного" риффа от Гаса Джи, а после ваш вариант... И недоумеваю! Я ведь поначалу просмотрел данный критический очерк, и удивлялся - как это на записи Оззи может быть какая-то "очевидная" ляпа! Но, оказалось, - как вы и сами где-то написали, - всё дело в ваших профессиональных загонах.
Узнал о вас буквально на днях, посмотрел фрагменты видео, почитал то-сё... И уж задумался было - почему вы, исходя из кратких биографических данных, полностью перешли на преподавание. Ведь зачастую кажется, что музыкант состоявшийся как исполнитель едва ли променяет сцену на педагогическую деятельность. Но, кажется, ответ кроется уже в одной этой вашей заметке. Прослушал ещё какое-то ваше соло, что в качестве ссылки появилось на экране и удивился некой абсолютно выверенной точности исполнения создавшей ощущение какой-то плоской квадратности исполнения. ...Нет!! По-хорошему слушать я такой "абсолют" не смогу. Но очень сожалею, что в своё время мне не посчастливилось взять уроки игры на гитаре у такого "идеального" преподавателя как Вы.
Павел Забуруев
09 декабря 2015, 02:59
Вован
> Перешёл на басту и гуфа - у них то ритм качает как надо!
Вот!!!
Вован
09 декабря 2015, 03:13
Слуханул этот альбомчик Оззи, вдруг что-то изменилось. А то Павел сказал на гп, что ряд песен на альбоме — отличные.
Ведь гуру не может ошибаться. Но увы, видимо у Павла какие-то проблемы со вкусом, а видимо и со слухом, т.к. найти там даже что-то хорошее, не говоря уже об отличном - большая проблема. Ну может клавиши, да и только.
1) Сыграно криво
2) Риффы кал в дроп строе, сыгранные на шару, как и большая часть соло запилов - просто от балды тыкали
3) На вокале дофига обработок
4)Большая часть вещей звучит так, как-будто группа не может решить какую песню им играть, да ещё и играют с нестроевичем и при этом скучные фразы!
Вердикт: МТВ`шная дешёвка для неполовозрелой публики. Любой человек с развитым вкусом и слухом не найдёт здесь ничего отличного.
сгэпэ
09 декабря 2015, 06:46
Комментарии - агонь.
elraz80, заканчивай унижаться, ты жалок :D
UglySpeedyNoise
09 декабря 2015, 07:43
Вариант Оззи звучит более тепло-лампово )), а у Павла - все ч0тко и ровно, тыц-дыц. Сказать что одно лучше, а другое хуже - хз, вкусовщина всё... Вон, Дж. Боннем вообще постоянно ритмом забегал, это его фирменная фишка была.
Павел Забуруев
09 декабря 2015, 13:42
Когда кто-то начинает рассказывать про вкус — немедленно вспоминается статься про эстетствующих пидарасов :)
Stellar Pistol
09 декабря 2015, 20:17
Паша, вот интересно, а вот кроме роцка, есть ли направления которые *качают*? К примеру, опять вкусовщина, назови плиз пару-тройку четких качающих электроисполнителей? Вот к примеру Utah Saints, качает или нет? https://youtu.be/Z7MC8Lw5e9Q
Герман
10 декабря 2015, 01:03
Переслушал вновь варианты, и хочу сказать, что Ваш вариант, Павел, мне не нравится. Он какой-то неживой и статический. У Оззи (Гаса Джи) тот микровъезд по длительности что-то среднее между шестнадцатой из затакта и стихийным опережением. Наверняка у песни могло быть несколько дублей или гитарных миксов, но альбомный вариант оказался предпочтительным и неслучайно выбранным.
А если так копаться, то запросто окажется, что ни Блэкмор, ни Пейдж, ни Мальмстин никакие не виртуозы. А от классики рока и живого места не останется.
Лично у меня ваш пример абсолютной ритмической синхронизации ассоциируется с альтернативной классическому року музыкой - nu metal и прочим квадратно-цифровым примитивом.
Великий и ужасный Оззи дерьма не запишет. Ну а пижон всегда узрит нюансы в том свете, в каком ему заблагорассудится. Иными словами, вспомнилась пословица про свинью...
НеВован
10 декабря 2015, 12:05
Господа вы по-моему путаете теплое с мягким. Павел преподаватель техники. Как вы все знаете идеал он всегда где-то там. Но к нему стоит стремиться. Рок музыка всегда развивалась таким образом, что качество ее повышалось, начиная от кривого блюза записанного на коленке и до современных прогрессивных команд. В общем. Т.е. конечно всегда были кривые команды, которые творили, а были, команды, которые двигали качество вперед. Безусловно музыка это не только техника. Когда мы слушаем музыку мы обращаем внимание на целый ряд факторов начиная от гармонии и заканчивая звуком. Даже, если песня и кривая по ритму, это не означает, что она плохая и нужно слушать Гуфа. Так как та или иная песня это совокупность факторов. Таким образом, другие факторы, например, крутой вокал или запоминающаяся хитовая мелодия, будут вытаскивать песню. Конечно я не говорю про полный пропал по ритму. Тоже самое касается и других факторов. Даже при идеальном ритме песня может не цеплять, потому что мелодия гавно или ее вообще нет или еще что. Павел не призывает не слушать песни с не идеальным ритмом, я думаю, что он и сам слушает многие песни, где есть даже кривой ритм. Он учит, как и положено преподавателю слышать и различать, для того, чтобы быть лучше других, двигать гитарную технику вперед. Все очень просто, если вы хотите криво играть - играйте. Если хотите играть ровно или ровней, чем сейчас, то слушайте Павла. Он занимается полезным делом, а вы его какахами обкладываете, так как дескать он обидел вашего любимого Оззика, хотя он этого не делал.
Константин
12 декабря 2015, 00:22
Подозреваю, что это всё-же был творческий прием. Искусственная грязь, искусственный въезд.
Александр
15 декабря 2015, 01:31
Стало интересно.)
Послушал внимательно - да реально есть на первых трех повторах игра вперед. На последнем не услышал может я кривой) А самое интересное сначала я послушал версию с ютуба:
https://www.youtube.com/watch?v=fxPbfvG_gH8
Там как мне показалось косяков в начале по ритму меньше, и форма волны на первом повторе как раз похожа на форму у Павла. Но дослушав до середины (1 51)опять то же самое. Пришел к выводу, что это отклонение случайно и тот кто отвечал за качество конечного продукта не придавал этому значения.
Андре
30 января 2016, 13:31
Был на концерте Оззи, несколько лет назад. Честно, через несколько минут, уснул, после работы. Так что не удивительно, что они с барабанами не дружат.
Video
10 августа 2017, 23:17
> "Боб Рок пришел в Металлику и сделал их мультиплатиновыми. Где-то был видео-ролик, как он, можно сказать, строит их в студии и заставляет переписывать дубли, которые его не устроили."
Павел, оно?
Kirk Hammett vs. Bob Rock
https://youtu.be/_LftgfoRWqI