Название заметки — явня отсылка к предыдущей про Сатриани, Рика Грэхема и ритм. Собственно, и здесь будет про то же самое: про ритм.

После предыдущей заметки, где разбиралось, почему вяло сыгранная гитара, летящая впереди ударных, звучит вот так, а сыгранная жестко и ровно — вот эдак, было массу комментов в различных местах интернета, дескать, Забуруев обосрал Грэхема. Где там это самое «обосрал» — понять сложно, ну да не будем смеяться над болезными.

Продолжим разговор про ритм и барабаны. Буквально сегодня один из моих студентов скинул отрывок песни Оззи Озборна «Let It Die». Песня — с последнего альбома, играет там гитарист Gus G. Скинул не просто так: у человека возникло подозрение, что как-то там не очень правильно оно взаимодействует с барабанами. Вот этот самый рифф:

Он абсолютно элементарный, и по большому счету играть тут нечего. Я был немало удивлен тому, что гитара здесь торчит сильно впереди ударных. Вот так выглядит момент одновременного звучания гитары и ударных (по-моему там бочка и нижние томы):

Что мы здесь видим? Все ту же самую, до боли знакомую «горку»: инструменты въезжают, вместо того чтобы воткнуть капитальным пендалем. Было решено немедленно записать свой вариант. Я не стал заморачиваться с перестройкой гитары (учитывая, что у меня на данный момент стоят струны 9-42, в пониженном на два полутона вниз они бы болтались как нитки) и записал в стандартном строе на скорую руку. Получилось это примерно так:

Я сделал то, что стараюсь делать в таких случаях: попасть в барабаны и не вылезать вперед. При этом получается как раз нужный щелчок, как будто вся группа является единым организмом и лупит настолько жестко и синхронно, что появляется необходимый эффект панча. Вот так выглядит тот же участок взаимодействия инструментов:

Очевидно, получилось дать полноценно атаковать барабанам, так как они априори имеют более плотную и резкую атаку, нежели гитара. Как резко и хлестко из нее ни доставай звук, барабаны по своей сути будут всегда в выигрыше — это особенность инструмента. В данном случае мы эту особенность не украли и не отняли у ударных то, чем они и дают жару.

На самом деле, здесь все в принципе очевидно и понятно, однако в процессе обсуждения данного вопроса со студентом моментально всплыли некоторые вопросы. Ну вот понятно, что я весь такой молодец и записал как надо. Получается, что Gus G не знает, как играть с барабанами? Или в коллективе не нашлось человека, который бы сказал, мол, старик, ты как-то несколько мылишь нам звук капитально, сыграй-ка заново и как следует? Или нет продюсера, который ударит по рукам и заставит сыграть как положено? В конце концов, можно пойти читерским путем и просто подвинуть все куда надо.

Оззи — артист первого эшелона. Мне кажется, у таких людей всем, начиная от подбора коллектива и заканчивая проработкой райдера, занимаются далеко не последние люди в своей профессии. И внезапно вот такое. Я полез посмотреть, кто же продюсер данного альбома. Оказалось — сам Оззи. И через это у меня лично возникло следующее мнение, почему такое пролезло на запись.

На мой взгляд, чтобы самому хорошо спродюсировать свой альбом или трек, надо быть просто мега-гением. Такие есть, но как правило все же наличествуют специально обученные люди, которые смотрят со стороны и знают, как нужно записать для достижения необходимых целей. Боб Рок пришел в Металлику и сделал их мультиплатиновыми. Где-то был видео-ролик, как он, можно сказать, строит их в студии и заставляет переписывать дубли, которые его не устроили.

Такие люди получают фантастические деньги фактически за функции надсмотрщика. В одном из старых номеров Classis Rock была статья, где разбирались финансовые аспекты стандартных контрактов исполнителей со звукозаписывающими лейблами, студиями, спонсорами и так далее. На тот момент меня немало удивил тот факт, что с продажи альбомов продюсер зачастую получает больше, чем вся группа вместе взятая. Впоследствии, особенно после чтения различной тематической литературы, выяснилось также, что у них продюсер — это именно такой вот специалист, а не «волосатая рука», которая вваливает деньги в очередные поющие трусы, да и пялит их между делом заодно.

На месте артиста лично я бы с удовольствием отдал бы бóльшую часть денег продюсеру, который вывел бы на вершины чартов. Деньги — они сейчас, а вот за счет его работы у тебя появляется имя, на котором многие выезжают чуть ли не всю оставшуюся карьеру. Мне кажется, что в случае с данной записью получилось так, что продюсированием занимался не совсем компетентный человек.

Он может быть мега-композитором, зверски ловким исполнителем и так далее, но это никак не говорит о его качествах продюсера, так как это — абсолютно другое и крайне специфическое направление деятельности. Не будем также отрицать и обычное человеческое тщеславие, типа, я блин продал 10 миллионов дисков, будет еще какой-то хер указывать мне, как и что надо записывать. Такое бывает сплошь и рядом, когда человек после какого-то успеха, воспарив до небес, перестает мыслить трезво. Да и уж в трезвости Оззи заподозорить крайне сложно :)