У меня есть знакомый, его зовут Марко. Он итальянец, работающий пилотом в компании Norwegian. Я задумал сделать с ним небольшое видео на тему авиации.

Тема, понятно, крайне слабо относится к гитаре. Однако моя жизнь не ограничивается музыкой и одна из тем, которые мне были всегда по-обывательски интересны — именно все, связанное с полетами, самолетами и прочим.

Летать я боялся всегда, причем страх этот носил в целом иррациональный характер. Я много ездил на спортивном мотоцикле, где скорости за 200 были обычным делом, размазаться о бетонный отбойник или чей-нибудь автомобиль было вполне вероятным исходом каждого выезда. Иногда я попадал в ситуации, где распрощаться с жизнью было тоже делом обычным: даже в элементарной драке можно легко склеить ласты, например, неудачно упав основанием черепа. Я уж не говорю про ножи и прочие предметы воздействия на оппонентов.

На самолете наиболее экстремальное, что за всю жизнь приходилось испытать — небольшая воздушная яма над Алма-Атой, подарившая около секунды подобия невесомости. Однако все равно каждый раз садясь в самолет было нервозно. Сидишь, прислушиваешься к звуком. А что это там загудело, а почему двигатели как-то странно шумят, а как это он так резко взмыл, а вдруг чего.

Когда знаешь про всякие штуки типа срыва потока, сваливания, плоского штопора и подобного, то еще страшнее: вот сейчас он резко пошел вверх на взлете, а вдруг он что-нибудь там неправильно накрутит и мы сейчас все тут умрем. В общем, стандартные глупости. Точнее, они не то чтобы именно глупости, ведь вероятность всегда есть. Пугало, наверное, больше то обстоятельство, что вот на машине едешь, попал в аварию, но еще можно как-то выжить. Подушки там сработают, да в конце концов железяка на себя весь удар примет. А тут в случае падения — почти наверняка кирдык. Чудеса в расчет не берем.

Когда я работал музыкантом, приходилось летать много. Зачастую моим успокоительным средством был алкоголь, причем как правило речь шла о существенной передозировке. Какие там сто грамм для храбрости — бутылка Джека высасывалась вообще влегкую. Понятно, что делал я это не один, и наша комадна еще только на пути в аэропорт для убытия на тур приходила в состояние крайнего увеселения. А мне иногда было настолько весело, что товарищам приходилось в прямом смысле грузить меня на борт. Понятия не имею, как меня вообще пускали, но я по натуре не буян, поэтому меня спокойно роняли в кресло, где я благополучно спал весь полет, телепортируясь из Москвы в любую точку нашей страны.

Когда во время тура летали много, то привыкалось, и даже полеты на каких-нибудь раритетах проходили не особо нервно. Из самого запоминающегося — Ан-24 из Южно-Сахалинска в Оху и Як-40 из него же в Хабаровск. Последний запомнился не самолетом, который весьма обычный, а самим полетом: я впервые увидел, как это самолет может летать боком. Над морем кидало как осенний листок.

Чуть позже появились знакомые пилоты, да и в свободные минуты я начал почитывать разных товарищей из их братии. Одно то, что сейчас я спокойно могу летать трезвым, говорит очень о многом, по крайней мере для меня.

Мы живем с Марко почти соседи, а их авиакомпания одной из баз имеет как раз наш город. Он — капитан, пилотирует 737-е боинги поколения NG. В процессе обсуждения всяких страшностей и ситуаций пришла в голову идея — а не записать ли небольшое видео, где ему будут задавать вопросы. Товарищ имеет весьма обширный жизненный и профессиональный опыт: работа в фактически горячей точке, скитания по миру и так далее.

Идея была предложена Денису Оканю — это пилот-инструктор из компании Globus. У Дениса есть свой блог, который я регулярно читаю, а сам Денис — специалист серьезного уровня, отличных познаний и умений выразить свою мысль. В общем, в его журнале мы решили собрать все эти вопросы и впоследствии задать их Марко. Если повезет, то удастся заодно полетать с ним на одном из рейсов и посидеть на взлете-посадке в кабине — у них, оказывается можно :)

Короче, желающие — вэлкам к Денису, вопросы соберем и будем выпытывать ответы.

Журнал Дениса Оканя