О преподавателях, или «сапожник без сапог»
Речь пойдет о неправдоподобном и даже, я бы сказал, вредном утверждении, охотно эксплуатируемом разными недобросовестными гражданами. «Преподаватель не должен уметь сам, главное — чтобы он умел научить другого».
На мой взгляд, утверждение это неверно по следующим причинам. Первая: если человек не научился играть сам, то вполне возможно, что его методы и знания по получению результата просто не работают. Я уже не говорю о том, что только умея делать что-то самостоятельно и зная все происходящее на уровне ощущений, можно это передать ученику. Мне сложно представить, например, как можно научить человека играть ритмично, если сам ритмично играть не можешь, а стало быть не понимаешь до конца разницы между тем, что такое ровно и что такое неровно.
Вторая: если методика твоя в целом работоспособна, но сам при этом опять же играть не научился — скорее всего, человек просто не умеет ее применять. Как он может применить ее на своих учениках и достичь результата, если он не смог применить даже на себе самом — лично я понимать отказываюсь.
Третья: если методика точно также работоспособна, а сам играть не научился просто потому, что было лень — это значит, что скорее всего преподавать тебе будет точно так же лень. Преподавание — труд в разы более тяжелый, чем учиться самому, и если было лень сделать что-то более простое — сложно представить себе, как при этом можно заставить себя делать что-то гораздо более тяжелое. Это опять же не говоря о том, что подавляющее число ошибок у своих учеников человек не будет слышать, понимать и знать на уровне ощущений, что они из себя представляют и как их исправлять.
И если ты не умеешь играть, но при этом пытаешься этому учить — ты либо мошенник, либо просто дурак. Я, например, понятия не имею, как преподавать теорию — я и сам ее не знаю. Точно также я не знаю, как преподавать импровизацию (я еще тот импровизатор) или сольфеджио. Для этого должны быть соответствующие специалисты, отвечающие за данный участок. Я к ним не отношусь.
Это я все к чему: преподавание гитары скоро станет, или уже стало, таким же способом подхалтурить немного бабла, как таксовать :) У большинства преподавателей пафосные объявления: техника, динамика, постановка рук, ритмика, кач и драйв, звукозапись, сведение, сочинение, импровизация, фразировка и так далее.
Если ты преподаешь технику — где демонстрация твоей техники?
Если ты преподаешь динамику — где гитарные партии, в которых ты ее раскрываешь?
Если ты говоришь про ритмику — почему ты не можешь элементарно попасть в бочку?
Если ты говоришь про кач и драйв, которые напрямую проистекают из умения играть для начала ровно — где все то же попадание в бочку? Где контролируемое движение относительно барабанов?
Если ты преподаешь сочинение — где твои собственные композиции?
Если ты преподаешь импровизацию и фразировку — почему все твои партии состоят из пентатоники, смешанной со стандартными упражнениями?
Если ты преподаешь сведение и звукозапись — где твои композиции или хотя бы части их, которые ты сам сочинил, сыграл, записал и свел?
Я рекомендую задавать хотя бы самому себе эти вопросы каждый раз, когда вы читаете объявления. В большинстве случаев многие из них, если не все, будут без ответа. Берегите свое время и свои деньги.
2 Комментария:
Максим
17 ноября 2015, 18:40
У третьего случая есть разновидость, когда человеку больше нравится учить других, чем уметь самому. Собственно, сферический преподаватель в вакууме должен любить учить больше, чем играть. Например, в мире науки хороший ученый и хороший преподаватель одновременно -- это редко совместимые вещи. Тренер Мохаммеда Али, по историческим справкам, выходил на ринг считанное число раз. Так что вот так :)
Audrus
27 ноября 2015, 16:35
Бред. Давайте на секунду представим инструктора в летной школе, который сам не летает.