Наконец-то могу объявить о начале плотной работы моего друга — потрясающего гитариста Романа Бондаренко! Лично я считаю, что это действительно важное событие, и вот почему.

Я познакомился с Ромой в 2005 году, когда он (и внезапно я) принимал участие в конкурсе «Многоликая гитара». Собственно, я и ехал туда только познакомиться с ребятами, однако в коридоре меня буквально схватил за руку Дмитрий Четвергов и со словами «а чо это ты не участвуешь?!» вписал мое имя в список конкурсантов. Но речь не об этом.

Про Рому я был наслышан к тому моменту, так как годом ранее он уже приезжал на этот конкурс и мне рассказывали про некоего парня с Кавказа, до зубов вооруженного вкуснейшими нотами и интересными фразами. Так как примерно в тот период началось мое увлечение фьюжном, я лично не мог не поехать посмотреть. Конкурс в тот год был очень сильный: многие из его финалистов продолжили свою дорогу в качестве профессиональных музыкантов. Но больше всего впечатлил именно Рома, поскольку буквально каждой нотой убивал наповал. Человек приехал с корейским ибанезом, у которого чуть ли не до дыр были протерты лады, втыкал его в копеечный процессор Behringer V-Amp — эдакий китайский полу-клон Пода, и на выходе получалась настоящая музыка. Все это было подкреплено надежным бастионом великолепной техникой, причем такое ощущение, что если многим из нас приходится адски заниматься, чтобы прогрессировать, то к нему техника липнет сама собой.

Человек способен сыграть ноту, которая ну никаким образом не вяжется с гармонией и аккордом, но сделать это так, что уже сложно будет представить фразу без этой ноты. Он держался на сцене так, будто на ней вырос и что именно там чувствовал себя максимально комфортно. В общем, во многом именно он определил то, как я смотрю на фразировку. Однажды он сказал мне фразу: «когда я услышал Грега Хоу, я понял, что именно такое мечтал услышать всю свою жизнь». Так вот, когда я услышал Рому — именно такую гитару я мечтал услышать, и я ее услышал.

Общался он с абсолютной непосредственностью и свободой, без какой-то зауми или менторства. На вопрос, как мол ты придумываешь такое, что оно звучит отвал башки, он всегда говорил с фирменным южным акцентом и лексиконом типа «та я х*й его знает!» и играл такие фразы, которые хотелось бежать и записывать, после чего разучивать и выпускать учебники и сборники.

Через некоторое время после конкурса Рома устроился на работу в один из поп-коллективов, потом в другой, на нынешний момент он уже несколько лет работает в составе Кристины Орбакайте. Удивительно, как и в этот материал человек привнес часть себя.

Разумеется, я считал кощунством не делиться знаниями и умениями, но Рома какое-то время назад начал давать уроки, поэтому процесс пошел. Относительно недавно мы решили составить полноценную программу, чтобы преподавание шло не как в большинстве случаев в формате платного мастер-класса типа: «а вот как ты играешь эту фразу?» — «а вот так», и бабахнул через весь гриф. Важно, чтобы это была структура и выстроенная последовательность логичных шагов для получения определенного результата.

Для этого мы буквально занимались с ним через скайп, включив режим ничего не знающего ученика (то есть меня, что впрочем несильно далеко от правды). Постепенно мы и пришли к тому, что уже можно назвать программой. Это — программа развития вкуса, с которым у Ромы — полный порядок.

Он не занимается техникой — нужно понимать, что для восприятия информации, которую он дает, нужно уже иметь навыки ее воспроизведения на гитаре. Однако это именно тот человек, который с гитарой не на «вы», и даже не на «ты», а уже на «слышь ты!!!». Поэтому я могу рекомендовать смело: по вопросам фразировки, обыгрывания, импровизации — бегом к Роме. Это настоящий монстр и его имя будет вписано в музыкальную историю как минимум нашей страны.

Записаться на занятия