С самого начала, когда я только взял гитару в руки, я заболел этой темой основательно, как и, в общем-то, многие. Кто-то со временем отвалился и это дело забросил, а у кого-то совсем всерьез и на всю жизнь получилось. Ну и, как и положено пионеру, я читал тонны разных журналов, сайтов, рассматривал картинки, спецификации.

Впоследствии, когда играть начал получше, гитар побывало в руках побольше, уже стало не так интересно - гораздо интереснее стало играть на гитаре, а не думать про ее конструкции грифа там, корпус бутербродом и прочее. Взял гитару, нравится, удобно, звучит — ну и хорошо, а там пускай хоть из пенопласта сделана будет и хоть «Урал» на грифе написано. То же самое и с усилителями — да вообще со всеми прибамбасами.

Но стадия аудиофилии проходит далеко не всегда. Я лично знаком с аудиофилами со стажем большим, чем многие читающие сейчас на свете прожили. В принципе, каждый занимается чем хочет, и я крайне терпимо отношусь к этому, но ровно до тех пор, пока какой-нибудь аудиофил тебе внезапно не начинает срывать покровы про то, что у тебя, оказывается, шнуры неправильные, лампы не такие какие-то, и решетка кабинета звук весь сожрала. Тут уже все это на меня действует как красная тряпка на быка.

Я решил это все написать просто потому, что вспомнились несколько случаев из жизни. Первый - это когда я задумался про гитарные шнуры. На тот момент у меня аппаратом служил ламповый преамп Soldano X88R (редкая и дорогая штука, в основном доступна через кастом-шоп, про качество — сами понимаете), ламповый же оконечник VHT, несколько кабинетов (Marshall 1960, Bogner Cube и еще несколько время от времени). С гитарами тоже было все в порядке. Слышно было все: один раз на лесполе что-то случилось с порожком и там начала почему-то дребезжать фиговинка, на которой струна лежит, то ли разболталось, то ли еще чего - так даже на дисторшне можно было услышать, хотя на невключенной гитаре еле-еле заметно было. Читаемость, в общем, была сумасшедшая.

И вот один раз я внезапно поддался на разговоры, что шнуры, которые я пользовал (Proel) - они, оказывается, звук жрут адски. И если я куплю супер-кабель, то весь потенциал всего моего добра раскроется внезапно. Да, нелишним будет упомянуть вот что - советы эти я слышал от нескольких человек, которые на гитаре практически не играли. Я не отношу себя к супер-гуру, но услышать и извлечь звук из инструмента могу.

В общем, я купил пару супер-шнуров. Один купил на eBay, дорогущий был — мама дорогая. Второй заказал здесь. Оба шнура ждал — один ехал из-за океана, второй пока спаяли - столько же прошло. Надо признать - комплектация обоих была атомная. Я в этих вещах не особо силен, но на меня как на быдло, ничего не смыслящего в аудиофилии и эстетике, всякие позолоченные джеки и хитрожопые сплавы шнуров произвели впечатление.

Беру я эти шнуры, выдергиваю свой отстойный Проель, втыкаю в Солдану и... ничего не проиходит!!! Шум остался на том же уровне (весьма слабый, впрочем), никаких божественных гармоник не приехало и в целом разницы не было никакой. Я сначала посетовал на собственные бананы в ушах, пригласил нескольких "экспертов" и вслепую дал заслушать все три шнура по очереди. Никто ничего не понял аналогично. Погоревал-погоревал я о потраченных зачем-то деньгах да и забил. И больше этой ерундой не занимался.

Кстати, один из них (весьма широко обсуждаемый и хваляемый в интернетах) я перепаивал около 9 раз — он, несмотря на то, что позиционировался как гитарный (само собой), был крайне негибкий и у него в районе ближе к джеку все время переламывались проводники внутри. После многочисленных перепаек он переломился точно так же где-то в середине и я его просто выкинул.

А отстойные и жрущие весь звук (и даже свет, наверное) Planet Waves, которые полтора года со мной куда только не ездили, до сих пор живы и еще столько же проживут точно. Для того, чтобы аудиодрочеры успокоились, скажу сразу — шнуры все-таки разные бывают. Я несколько раз где-то держал в руках и включал гитару через какие-то убогие шнурки — вот там да. Начиная от фона и заканчивая будто бы убранным тоном на гитаре. То есть, лично для меня есть шнуры просто плохие и хорошие. Не больше.

Точно так же было с лампами — повелся один раз, купил комплект Telefunken, отдал кучу бабла. Дабы не впарили туфту какую-нибудь, брал через своего хорошего знакомого, человека смыслящего и понимающего. Он посмотрел несколько вариантов, ткнул на самый трушный и я купил. Ну, думаю, сейчас все помрем от сказочного мега-звука. Результат был — что на том же Совтеке. И опять — «эксперты», слепой тест, как обычно.

Ну и последнее — самое интересное как раз. Я в своей работе сейчас использую процессор (все, наверное, и так знают, какой). Продал весь хлам и работаю на проце в свое удовольствие. Но в мире не утихают баталии — лампа-таки подохнет или цифра — ацтой? Все приводят свои аргументы (крайне смешные, надо сказать), но почему-то почти никогда не идет речи про главное — про задачи. Задача — дома поиграть, чтобы стены потряслись, и прямо перло аж жуть? Тогда да — лампа (еще и самому приятно - эвон как у меня все по-взрослому), кабинет, мощи поддать. Но вот записать — уже совсем другое. Если в твоем распоряжении штук 20 различных бошек, еще больше разных кабинетов, большой парк микрофонов и хорошее помещение для записи — да, останется только руки и голова из правильного места и все зазвучит как надо. Но всего этого обычно у нас нет (и почти никогда не предвидится).

И тут внезапно приходит правильный моделирующий процессор, который эмулирует подзвучку кабинета просто сногсшибательно. Что туда ни заведи - все звучит прямо как на пластинке. Можешь еще и свои кабинеты туда загрузить — вообще сказка получается. В итоге что имеем? Качественный звук, отсутствие геморроя с подзвучкой, подбором кабов/микрофонов и прочего. То есть, результат. Подавляющее большинство слушателей, кстати, не отличают «голимую цифру» от «труъ-лампы» — проверено. Вернее, не отличили на моей памяти все из проверяемых, но специально пишу «подавляющее большинство» - а вдруг есть некий супер-чувак, который услышит? Правда, я такого не встречал пока.

Аргументы против цифры, конечно, умиляют. Я оставлю детский сад вроде «лампа - она не умрет!», «в аналоговом звуке есть душа!» и прочее. Самый ломовой, который слышал — от процессора не добиться звука 4x12. Конечно не добиться! От процессора можно добиться звука 4x12, который записали и положили на пленку/в секвенсор.

Так что, потыркавшись, мне удалось понять самую главную истину про аппаратуру: «не имей амати, а умей лабати». Многие звезды играют на вполне себе доступных простым смертным гитарах и аппаратуре (да, сейчас начнется, что у них все — кастом-шоп и мега-винтаж, ага). Если занимаешься музыкой, то главный результат в итоге - музыка и есть. Можно хоть на трехсотдолларовой гитаре записать — все будет нормально.

Тема - адская, возможно нашествие троллей и экспертов - жду с нетерпением :)