Занятия по гитаре через Skype
Я получаю довольно много писем. Часть из них - это заявки на обучение, а еще какая-то часть уже из этих заявок - это письма от людей, кто живет в других городах. Кто-то пишет о том, что желал бы заниматься у меня, кто-то просит совета о том, не знаю ли я стоящего преподавателя в их городе. В любом случае, очень частым вопросом и там, и там, является вопрос о том, насколько же эффективны занятия через Skype. И здесь я постараюсь внести некоторую ясность в этом вопросе.
Надо сказать, занятия таким образом - тема относительно новая, не до конца освоенная, поэтому и вопросов много, и сомнений - это абсолютно нормально. Но на мой взгляд, разговор нужно начинать совсем с другой стороны. Занятия - это прежде всего взаимодействие с преподавателем, целью которого является повышение вашего уровня владения инструментом. И тут начинается самое интересное.
Я уже не один раз говорил о том, что 90% преподавателей - люди, не имеющие к преподаванию абсолютно никакого отношения.
Это автоинструкторы, которые умеют ездить и в принципе даже знают, в какое зеркало и когда смотреть, как себя вести в какой ситуации, однако которые не могут это объяснить и показать таким образом, чтобы обучающийся научился этому в кратчайший срок.
Это преподаватели английского, которые учат просто по учебникам, по которым учили когда-то их, давая оттуда по-тупому упражнения из этих самых учебников и проверяя домашнее задание.
Это преподаватели-парикмахеры, которые учат людей типа быть адовыми стилистами, не вникая при этом хотя бы в то, насколько человек осознает то, что он делает на башке у другого.
Это преподаватели по вокалу, которые легко выводят вас на проблемы со связками и травмы, потому что думают, что нужно "вот так".
Исключением из всех этих правил не являются и преподаватели по гитаре. Почему и как это происходит, что люди, де-факто не знающие о педагогической работе абсолютно ничего, берутся обучать - вопрос отдельный и я обязательно об этом еще буду писать.
Однако сейчас речь идет о преподавании гитары через Skype, и раз уж мы начали отталкиваться от преподавания как такового, то будем о нем и говорить. Так вот, эффективность занятий (без разницы, очно или удаленно) напрямую зависит от квалификации преподавателя (если отбросить старания студента, наличие у него нужного количества времени и так далее). Преподаватели-"шаровики", если у них есть хоть грамм мозга, при очных занятиях легко выезжают даже при отсутствии умения преподавать. Я могу сходу привести массу примеров, как это сделать (пацаны, кто хочет срубить таким образом бабла - читайте особо внимательно, мало ли поможет).
Приходит к такому "учителю" студент, опыт которого заключается в полугоде игры Металлики по табулатурам, худо-бедно, но хоть как-то. И тут учитель говорит - чувак! Ты не узнаешь себя уже через 2 недели. Давай-ка сыграй сейчас свой Enter Sandman, мы тебя на видео запишем, посмотришь и оценишь прогресс. Студент напиликивает песню, и тут начинается "обучение". Поправил немного глушение струн (дело 10 минут), научил человека чуть сильнее и увереннее играть по струнам для более плотного и резкого звука (одно-два занятия) - и можно уже попробовать переложить это дело на тот рифф, который студент играл в самом начале. Понятно, разница - ого-го. По всему - по звуку, по ощущениям. Твой сенсей тебя записывает на видео, после чего вы берете и вместе смотрите то первое видео и это - новое. Разница, понятно, колоссальная. Эффект - почти что шоковое состояние. Как же так, я ковырялся 6 месяцев - и было так плохо, а тут 2 недели - и так круто! И зазвучало, и струны лязгают - да вааще!!! Короче, восторгу нет предела, теперь этот студент - как пластилин, делай с ним, что хочешь. До тех пор, пока он не осознает, что вы ходите вокруг да около и тебе нечего ему больше рассказывать - будет носить деньги за уроки как миленький. Особенно, если пилить быстро умеешь - еще круче, можно время от времени поддерживать внутренний накал у ученика, когда чувствуешь, что шоковый эффект проходит. Запилил адовый пассаж через на весь гриф - и сиди дальше. Такое обучение можно легко (особенно при работающем мозге и более-менее подвешенном языке) растянуть на год-полтора. Я знавал студентов, кто учился у таких преподов и больше 3-х лет. Незатейливый прием (известный, впрочем, с незапамятных времен) работает и отрабатывает на все 100%. Основан на примитивных фокусах и вау-эффекте. Однако - повторюсь - работает безукоризненно и крайне мощно.
Еще пример - приходит человек с нуля. То есть вообще. Тут нужно чуть больше всяких умностей. Понадергать их, кстати, можно в объявлениях своих "коллег". Навскидку сейчас вспомню: постановка звукоизвлечения, контроль динамики, драйв и подача в игре, визуализация грифа, отработка технических приемов, наработка мышечной памяти, проработка скоростной техники, импровизация. Да я так весь день могу - слов много. А если человек совсем не в теме - туда можно и все легато и квинтоли еще засунуть. Человеку, который пришел с горящими глазами и реальным интересом, будет казаться - эвон, говорит как умно, наверное, крутой. Ну и, как и в предыдущем примере, запилил пару раз - все, новый член секты готов и обработан, понес денюжку. Тут процесс можно затянуть еще на более долгий срок - очень выгодно. При этом и с результата спрос можно быстро отбить - типа, ты ж с нуля пришел, чего ж ты хотел.
Примеров еще навспоминать можно несколько сотен. Я все их знаю и помню потому, что каждый второй (если не больше) из приходящих студентов - это люди, учившиеся у других преподавателей. Поэтому всегда интересуюсь - как оно там, чему учили, что говорили и чем обосновывали. Иногда - хоть записывай, ей-богу.
Так вот, речь о чем. Не о том, что я весь хороший, а все - плохие. В Москве (думаю, и в других городах тоже) есть хорошие преподаватели. Да, их очень мало, как и хороших автоинструкторов, но они есть. Многих знаю лично - подтверждаю, люди работают на совесть и как надо. Смысла перетягивать одеяло на себя совсем нет - во-первых, работы хватает (даже через край), во-вторых, все равно желающих столько, что хватит на всех, а в-третьих - плохие учителя будут всегда, с этим бороться бесполезно. А речь тут идет о том, что преподавать нужно уметь. Не просто хорошо играть и объяснять, что вот свип - это вот так, а легато - это вот эдак. Нужно уметь именно преподавать, знать кучу особенностей человеческой психики, особенности анатомии, обладать опытом, чтобы знать об общих тенденциях и стереотипных ситуациях при обучении - да там такой объем информации, что мало не покажется. Не зря ведь есть педагогические ВУЗы - если бы преподавать могли все, то эти учебные заведения бы исчезли сами собой. Ан нет, преподаватель математики и математик - совсем не одно и то же.
Вот и здесь - все зависит от квалификации преподавателя. Преподавать удаленно - сложнее. Потому что те вещи, которые ты можешь легко увидеть или услышать при личном обучении, здесь требуют гораздо более детального подхода. Буквально все 60 минут (у меня по крайней мере) нужно настолько тщательно отслеживать мельчайшие подробности процесса, что, признаться, я устаю за один такой урок как за два очных. Однако, вопреки многим сомнениям, увидеть и услышать здесь можно абсолютно все, что угодно. Приведу опять же пример. Многие сомневаются, что таким образом невозможно поставить руки. Это полнейшая чушь, потому что поставить руки можно хоть через письменную переписку - нужно только время от времени контролировать результаты визуально и на слух. Вопрос только в том, что многие под постановкой рук подразумевают "держи это вот так, а тут поставь руку вот эдак". Это - не постановка рук, а демонстрация и пример того, как якобы надо играть. Постановка рук - дело совсем иное, требующее отдельного подхода и знания определенных вещей. Если у тебя как у преподавателя эти знания есть - совершенно неважно, каким образом ты эти знания передаешь. Опять же, при наличии контроля - результат можно сделать ровно таким же, как и при очных занятиях. Из личных примеров - человек, занимаясь у меня, время от времени наведывается в Москву, естественно, заезжая и занимаясь у меня уже очно. Так вот, разницы никакой между ним и "очниками". Те проблемы, которые необходимо было решить, решились в те же сроки, как и в случае с личным обучением.
Другой студент уже в принципе к началу занятий и снимал, и играл - словом, толковый товарищ. Когда опять же в стандартно отведенное время удалось решить проблемы с руками - заиграло все совсем замечательно. Еще интересто то, что, судя по рассказам этого самого товарища, местный преподаватель позже интересовался как раз насчет постановки рук и всего прочего. Надеюсь, несем полезное в массы. Сначала это был один пример, потом еще один, а когда их стало много - родилась вот мысль написать такую статью.
При удаленном занятии очень сложно психологически воздействовать на человека - все же вы находитесь как будто за стеклянной стеной друг от друга. Иногда бывает нужен определенный прессинг, или нужно просто подбодрить и раззадорить студента, просто рассмотреть какие-то чисто музыкальные аспекты - это, конечно, намного слабее работает на расстоянии, сделать все это для преподавателя - намного сложнее. Такие занятия в меньшей обладают мере тем шармом, атмосферой и определенным "драйвом", которые есть при личном контакте, хотя на каком-то уровне и удается поддерживать "огонь" на уроке. Но тем не менее такие занятия получаются больше функциональными, никаких "разговорчиков в строю" и почти без эмоций - конкретная работа. Однако достижению чисто технологических результатов это никоим образом не мешает. Примеров, опять же, миллион.
Плюс иногда накладываются чисто технические трудности - тут канал тормозит, там звуки какие-то мешают, здесь веб-камера у человека плохо работает и так далее. Но это - уже мелочи жизни, они и в реальности происходят регулярно (у меня только лишь свет во время занятий за эти годы отключался раз пять).
Многие, кстати, спрашивают о том, когда же выйдет еще и второе видео со студентами (первое доступно тут). Народу, кто мог бы записать такое же видео - море. Проблема только в том, что материал в целом не меняется, поэтому надо писать уже что-то другое. Риффы и прочее - еще ладно, но вот упражнения - это уже вопрос, ибо гаммы они как были, так и остались. Ну, сейчас вот тональность поменялась :)
В ближайшие пару месяцев, думаю, уже запишем-таки новое - удалось напридумывать разных "тупых" упражнений на замену старым.
Мое резюме из этого такое: если вдруг вы все же хотите заниматься, но в вашем городе идти не к кому, а насчет Skype вы сомневаетесь - отбрасывайте сомнения и смело начинайте. От месяца-двух ничего плохого не случится даже с плохим преподавателем, однако если повезет - сами все поймете (не забудьте спасибо мне потом написать :)
20 Комментариев:
Сергей
06 мая 2014, 21:13
Павел, здравствуйте. Возник вопрос по занятиям на постоянной основе. В какое время они проходят. Интересуют занятия по скайпу. Спасибо
Павел Забуруев
06 мая 2014, 21:20
Сергей, оставляйте заявку, после этого мы с вами связываемся и подбираем время. У всех пожелания разные, соответственно, вопрос графика решается исключительно индивидуально.
Николай
27 августа 2014, 21:09
Паша - хороший преподаватель. У кого есть деньги на уроки, идите к нему, не пожалеете. Сам бы записался к нему, но, к сожалению, по Скайпу заниматься мне психологически тяжело. Не привык я к такому интернет-общению.
вадим
29 октября 2014, 18:22
а сколько стоит урок?
Павел Забуруев
01 ноября 2014, 13:36
Вот бы узнать!
Алексей Кущевой
02 июня 2015, 05:44
Хорошая статья и хорошо что такие методы обучения работают.
Для меня, он был бы самым предпочтительным.
Живу в Якутии, гитара и гитарная музыка тут не в широком распространении, поэтому приходится искать и черпать знания за её приделами.
Вскоре, и я оставлю заявку.
Олег
06 июня 2016, 14:50
Это ж интересно, по какой статистике вы внесли себя в 10% истинных преподавателей ??? :)
Павел Забуруев
06 июня 2016, 14:58
Олег, ты что-то сказать хотел?
Петр
10 июня 2016, 04:57
Здравствуйте, интересуют занятия через скайп и ценник
Хочу изучать мелодии типо Полонез Огинского, Кубинского танца
Катя
18 июня 2016, 11:25
Здравствуйте Павел Ищу преподавателя по скайпу,дочке 12 лет,она уже играет на гитаре
Какое у вас образование(диплом показать )
Сколько стоит урок в месяц два и один раз в неделю
Гитара классическая?
Аккорды песни будут?
Хотелось бы оба
Сальфеджио будет или надо дополнительно с кем то заниматься? Или не обязательно
Спасибо ,жду ответа
Павел Забуруев
18 июня 2016, 13:46
Два последних коммента — атас :)
Виталий
22 июля 2016, 13:48
"Какое у вас образование (диплом показать)" вот угар! :D
Люди до сих пор считают, что диплом что то решает)))
Ну ну...
Людмила
01 августа 2016, 06:04
Сколько стоят занятия у вас, мальчику 10 лет, начальная база есть.
Спасибо!
Юрий
30 августа 2016, 13:38
Добрый день сколько стоит урок по скайпу?
Павел Забуруев
30 августа 2016, 14:57
Юрий, это секрет. Вы нигде не сможете найти эту информацию.
Иван
04 декабря 2016, 23:52
В приведённых примерах (там, где "поправил немного глушение струн" и "научил человека чуть сильнее и увереннее играть по струнам для более плотного и резкого звука") работа, к слову, делается полезная. Большинство плохих преподавателей, думается мне, и этого не умеют. Другое дело, когда после этого студенту, по сути, больше нечего дать, а препод, продолжает "мариновать" его на своих занятиях. Сам в своё время смачно наступил на такие грабли.
Elena
10 марта 2017, 21:21
Здраствуйте, Павел,
Сыну 10 лет, никакой базы нет.
Могли бы Вы попробовать с ним позаниматься по Скайпу?
Спасибо.
Павел Забуруев
17 марта 2017, 18:17
Elena, а почему пишете мне, а не он? Вам это нужнее?
Артем
03 июня 2017, 12:23
Добрый день Павел.Интересует занятия по Скайпу 2раза неделю.
Валерия
09 августа 2017, 13:07
Здравствуйте, Павел.
Мне 11, у меня есть вопрос. Вы можете научить меня играть на укулеле, а не гитаре? Просто хочу заниматься или на укулеле, или гитаре, но все же больше хочеться укулеле.