Занятия на цифровых приборах
Тема статьи была навеяна недавним бурным обсуждением, где высказывались две противоположные точки зрения на вопрос: можно ли заниматься на цифровом звуке и какие проблемы такие занятия могут принести в дальнейшем. Автор этих строк уверен и подтверждает это на практике: да, заниматься можно. И далее будет подробно объяснено, почему.
Исторически сложилось так, что лично я изначально играл практически только на аналоговом звуке. Сначала это был дешевый транзисторный комбик, затем ламповый, потом была куча лампового оборудования, причем самого высокого класса. И лишь в 2009 году я перешел полностью на цифровой звук по ряду причин, которые также будут изложены ниже. Однако сначала немного подробнее о том, какие точки зрения выдвигались в рамках указанного спора.
Представители одного лагеря утверждали, что заниматься на цифровом звуке нельзя, и вообще типа потом включишься в ламповый комбик и всей твоей техники как ни бывало, и придется учиться заново и так далее. Вполне возможно, что многие из пишущих подобное несильно понимают, что процессор — это не когда компрессор, фэйзер, хорус, флэнджер, два дилея, три реверба на одном пресете. Хотя подобные «мнения» наталкивают как раз на то, что использовались ими процессоры именно так: включай все, что есть, все ручки вправо, пусть орет как корабельный гудок. Неудивительно, что после такого набора в цепи включение напрямую в комбик будет иметь, так скажем, интересный эффект. Однако ровно такой же результат будет, если человек занимается в труъ-ламповый усилитель, с бутиковым компрессором, бутиковым же овердрайвом, только труъ-хорусом, настоящим хэнд-мейд флэнджером и так далее. Все эти эффекты — это именно эффекты, но не основа звука. Вменяемые люди это обычно понимают. Основа звука — это усилитель+кабинет.
Один из аргументов на тему негативного влияния цифрового звука заключался в том, что цифровой звук всегда одинаковый, мол, вот бьешь ты по струнам сильно и слабо, а звук не так уж и сильно меняется ни по громкости, ни по спектру. К примеру, если ударить сильно по струнам, то через ламповый комбо будет гораздо больше верха, чем если ударить слабо. А в цифру что сильно, что слабо — тембр сигнала будет намного менее различен. Честно говоря, мне сложно представить цифровой прибор, который настолько сожрет звучание, а конкретной демонстрации того, как на одном и том же звуке цифра проигрывает аналоговому тракту, я ни разу не слышал.
Встречался также и самый разумный и конкретный аргумент, касался он кабинетоэмуляции. Увы, на сегодняшний день даже в монстрах типа Axe-FX эмуляция кабинета по сути плоская. То есть она одинакова что при слабой игре, что при сильной, то есть спектр кабинета никак не меняется в зависимости от звукоизвлечения, плюс ко всему он плоский во времени, то есть в любой момент времени звучания воздействие кабинетэмуляции на спектр сигнала будет одинаковым. Если реальный кабинет, грубо говоря, может иметь «долгий» низ, то здесь все будет одинаковым и ровным. Да, с этим спорить невозможно, ибо это факт. Однако возникает вопрос: кто дома реально может слушать, да еще и регулярно, настоящий звук своего кабинета? Даже 50 ламповых ватт — это абсолютно сумасшедшая громкость по меркам многоквартирных домов. Каждый динамик имеет заложенную в него производителем АЧХ, которую он выдает только на определенной громкости. Например, про небезызвестный Celestion Vintage 30 пишется, дескать, «It does require a bit of break in before you get the true sound they are capable of». В то же время тот же V30 выдает целых 100 децибел громкости на расстоянии 1 м от него уже на 1 ватте подаваемой мощности. 1 ватт, Карл!
Да, есть изоляционные коробы, где динамик и микрофон находятся в звукоизолированном пространстве, однако при этом нужно понимать, что динамик вырван из крайне важной составляющей — корпуса кабинета. Например, маршалловские и месовские кабинеты могут иметь одинаковые динамики, а звучать радикально по-разному. Конструкция и материалы кабинета вносят гигантский вклад в звучание кабинета, и в данном случае мы этот вклад просто убираем, по сути располовинив звук. Ну и главное — звука не будет слышно напрямую во время занятия. То есть, мы будем слышать половину звука кабинета (так как кабинета-то и нет), но только, если у нас будет микрофон, аудио-интерфейс или преамп, куда он будет подключаться, и мониторы, через которые будет выводиться звук. И это — еще раз — будет не настоящий звук динамика, а его звук в неведомом пространстве. Разумеется, есть огромные звукоизоляционные коробы, куда можно поставить и кабинет целиком, и тогда вы будете в мониторах слышать реальный звук кабинета, но это опять же будет не прямой звук кабинета, а снятый микрофоном и выведенный на мониторы. В ином случае вы просто не слышите тот звук, который должен по факту давать ваш кабинет, так как не подаете на него достаточной мощности. Таким образом сложно сравнить, что хуже — плоская эмуляция кабинета в цифре, нераскачанный и непонятно как звучащий живой кабинет или висящий среди войлочной обивки динамик перед микрофоном. Но если сравнивать со студийными условиями — таки да, живой кабинет будет круче. Но там и вопросов типа «что лучше — цифра или живое» обычно не ставится :)
Однако самая основа данных споров, на мой взгляд, заключается в том, что большинство просто не осознает, о чем конкретно идет речь. Если мы говорим, на чем лучше учиться и почему — нужно определиться, что подразумевается под словом «учиться». Если речь идет о человеке, который уже прокачан настолько, что снимает мега-сложные в динамическом плане партии крутейших дядек типа Энди Тиммонса — тут да, возможно (возможно) потребуется живой аналоговый звук, так как будет решать любое, даже мельчайшее, движение медиатором. Но это уже такой уровень, до которого в реальности добираются единицы. Это уже действительно топ, там уже человек не учится — это уже шлифовка и оттачивание развитого и серьезного исполнительского навыка.
А вот подавляющее большинство людей учится совсем другому. Хотите я расскажу, какие ошибки встречаются у 99% людей, кто уже даже считает, что играет вполне на уровне? Например, синхронизация. Что, на цифровом звуке нельзя услышать, когда левая и правая рука шлепают ноту в разное время? Еще как можно. Ритмика, когда человек не попадает в клик или ритм-секцию и плавает между долей — это скрывает цифра? Да ничего там не скрывается, можно хоть в древний POD записать и все равно будет все понятно. Грязь от фонящих незаглушенных струн? Пролезет даже на пионерском Зуме. Просаженное по громкости легато? Выплывет на абсолютно любом звуке, если не накручивать безумный гейн. Съеденный и вялый акцент? Аналогично. За свои 11 лет преподавания я не встретил ни одной ошибки, которая бы требовала аналоговый тракт для ее регистрации. Абсолютное большинство тех, кто учится, совершают годами те ошибки, которые слышны на любом аппарате. Тем же, кто шлифует мастерство (слово «мастерство» — подчеркнуть), не нуждается в идиотских советах и наставлениях — они как правило сами вполне успешно могут наставлять других. И даже не по-идиотски.
16 Комментариев:
НосительИстины
25 апреля 2016, 11:48
вот бьешь ты по струнам сильно и слабо, а звук не так уж и сильно меняется”
Наверно, я что то делаю не так в этой жизни.)
Ритмика, когда человек не попадает в клик"
Речь о железных процах или аудикарточках+софт? А как же задержка?) Ведь даже в самом аксе есть, пусть и небольшая, но есть задержка. Интересно, сколько же задержки в каком-нибудь железном зуме, который в разы дешевле. А на бюджетных и сверхбюджетных карточках 10-20мс в софте обеспечены.
Кстати, заметил что в софте типа гитар рига, ревальвере и прочих менее известных ещё и гейна до чёртиков, даже если его убираешь - не шибко меньше становится.
mike
25 апреля 2016, 12:12
Стоит отметить, что фраза «It does require a bit of break in before you get the true sound they are capable of» в оригинале несет несколько иной смысл. Break in - это примерно как "приработка" (более точного русского аналога не приходит на ум). То есть имеется в виду, что новый динамик не работает так, как должен сразу с первых звуков, а когда его погоняешь какое-то время, мембрана там подвигается и все такое, то он начинает выдавать АХЧ как надо. Это в принципе применимо для любых динамиков или наушников, каким-то требуется более длительный break-in, каким-то менее, а какми-то может вообще не нужен. Но видимо для гитарных кабинетов это наиболее актуально. А громкость в этой конкретной фразе не при чем.
Павел Забуруев
25 апреля 2016, 12:44
mike, именно так, только вот это раскачивание динамиков (не только гитарных, кстати) обычно на приличных громкостях идет :)
Артем
26 апреля 2016, 02:18
Не будем забывать, что даже для богопротивного зума используют специализированные процессоры, а не Intel 8086. А кроме Visual Basic .NET существуют и другие языки/компиляторы - Cи или, о ужас - ассемблер! И даже встречаются программисты, способные на этих чудо-языках эффективно программировать. Так что, сделать проц с задержкой меньше 10мс - ни фига не rocket science.
Илья
27 апреля 2016, 16:14
Касательно задержки в 5-10 и даже пугающие 20 мс.
1. Скорость звука у нас ~340 м/c, а это значит, что один метр звук преодолевает за ~3 мс. Отойдите от комбика на 3 метра и получите задержку в 9 мс.
2. Есть такое явление, как инерционность слуха. Грубо это время которое нужно базилярной мембране чтобы раскачаться и мозгу чтобы интерпретировать высоту тона. Для частот ниже 500 Гц эта величина составляет почти 60 мс.
Потому говорить о задержке в случае нормального процессора/карты просто глупо. Современный процессор в наушниках даст и то меньшую задержку, чем игра в трех метрах от Ъ-лампового комбика.
НосительИстины
28 апреля 2016, 17:40
Отойдите от комбика на 3 метра и получите задержку в 9 мс."
Капец.). Ну а если не куда не отходишь? Колонка стоит на месте - я на стуле, и метра нет. Вот играешь, вроде как слышишь, что попал или поторопился, но звук то из колонки запаздывает. Смотришь в хост - назад на 20мс, всё зашибись, фигачим дальше. В принципе попасть нереально, А если что-то скоростное играть? 10мс - мне видится капец. Я уж молчу про 20мс и более - запиши под обычный клик хоть четверти, если будешь попадать более менее ровно, то там отслоение гитары от клика явно слышно. Лучше уж немного, вперёд, но честно, всяко лучше будет звучать. Всё сугубо моё личное мнение.
Кстати, а сам Павел как эту проблему видит? Точнее, как её решить? Возможно ли использовать какую-то обычную юсб аудио карту, ту же лайн6 или фокусрайт скарлет и добиться более менее адекватных результатов? Или же всё круто, что летит назад, даже пусть на 20мс? Лишь бы не вперёд! А то не приведи сатана вперёд этак на 2-5мс. Даже если они естественного происхождения. Хех, а вот было бы круто, если бы задержка работала в сторону ускорения.)
Гость
28 апреля 2016, 18:17
НосительИстины - просто у тебя такой мощный удар правой, что как ни ударь - все перегружает
Михаил
29 апреля 2016, 00:30
Илья, прежде чем называть что-либо глупым, ты сначала попробуй поиграть с задержкой в 10 мс и больше. Весьма не комфортно играть и полноценно заниматься вряд-ли получится. Особенно людям, которые гонятся за ровной игрой вплоть до миллисекунд.
Александр
29 апреля 2016, 14:20
Михаил, а как тогда этим людям быть с игрой под барабанщика, например, который сидит от гитариста на расстоянии метров 5 допустим. Получается, что чел, который всю жизнь играл ровно под метроном дома, под барабанщика будет играть криво?
НосительИстины
29 апреля 2016, 15:13
Не понимаю, почему должны возникнуть проблемы с игрой под ударника? При условии, что он ровный, но их никто не мерил, а будто они все очень ровные ребята, что проще в ударники записаться.) Но "внутренний метр" хорошо работает? Значит, что проблем быть не должно. А вот как под цифру тренировать игру назад, если там и без того задержка, да и порой не маленькая.
Нет, тут наверно всё дело в таланте - есть талант, то берешь и делаешь, не вдаваясь в подробности. А если нет, то извини. Чему-то научишься, но упрёшься в стенку своих возможностей. А талант - берёт и делает.
Александр
29 апреля 2016, 15:59
Ну при условии сферически ровного ударника в вакууме, который играет ровно, но мы его слышим на 10-15 мс позже из-за расстояния. В чем тогда разница: играть под ударника, которого мы слышим на 10 мс позже или под метроном возле компа, но со своей задержкой в 10 мс? Выходит, что и там и там мы будем одинаково чуть отставать.
НосительИстины
29 апреля 2016, 16:37
Ударники, это отдельная тема, их никто не мерит - во всём виноваты гитаристы). Если же верить викии, по металу - Хоглан чуть ли не машина, как я слышу что играет хорошо, стабильно, т.ч и концерты,
Но что значит мы его слышим? 1-2-3-4 - поехали, как с внутренним метром то дела? Но у нас то задержка звук а через колонку с отставанием, даже если к ней вплотную подойти - просто жесть.
А кто говорит, что играть вперёд - очень плохо, не верьте, но может у большинства руки из очка и нет таланта, но это бред. Если нет перебора, перегибать тоже не надо. +1-5, или минус 15-20 назад. Этот плюс не так отслаивается от ударки - это мы записываем в комп. Но в этом случае честная игра немного вперёд будет звучать лучше. А вот как тренировать игру назад - никак, всё отлично.
mike
29 апреля 2016, 16:47
Есть теория, что "абсолютная" задержка, вызванная тем, что сигнал должен пройти через интерфейс в компьютер и обратно, и задержка, вызванная движением звука в пространстве - это все таки не одно и тоже. Соотвественно и ощущается по разному - первое как именно задержка во времени, а второе - как-то по другому, типа задержки в пространстве. Поэтому если вы играете с задержкой в 20 мс из-за хренового интерфейса, то это звучит неровно, а если вы играете под барабанщика, то это звучит ровно, несмотря на расстояние (естественно если играешь ровно в метр) - куча ритмово звучащих команд тому примером - они не заморачиваются насчет того как далеко барабанщик сидит.
А решение проблемы задержки (для занятий в частности) простое, и описывалось на этом сайте в одной из предыдущих статей - заниматься с внешним процессором (Yamaha THR, Axe, Digitech, Boss - миллион вариантов). Проблема исчезает сама собой, плюс компьютер не нагружается. Второй вариант, это использовать хороший интерфейс. Я лично пользовался RME Babyface и потом еще Apogee Duet - оба эти интерфейса очень крутые, и позволяли работать с буфером размером 64 samples, давая roundtrip latency в 6 милисекунд. Это позволяло мониторить даже через софт (Amplitube) вполне нормально, безо всякого (на мой слух) дискомфорта. А все дешевые интерфейсы за сто баксов конечно дают огромную задержку, и работать с ними толком не получится. Если только не танцевать с бубном, выводить direct monitoring сигнал на отдельный комбик и так далее.
НосительИстины
29 апреля 2016, 20:14
Yamaha THR, Axe, Digitech, Boss - миллион вариантов)
И зачем врать? Ась? И ничего, что ах уже из другой оперы? Короче говоря, не надо тут бздеть со своим аксом. Либо есть талант, либо нет. Понятно дело, что серьёзные люди не будут играть в кал
НосительИстины
29 апреля 2016, 20:20
6 милисекунд"
Капец. А полёт шмеля сможешь под это сыграть? Либо талант есть, либо нет и точка
НосительИстины
29 апреля 2016, 20:33
Павел, а можешь оценить "тру музон"
https://www.youtube.com/watch?v=Yro2ECRcoPk
Так в попсе же не играют? По-моему очень хорошо сыграно, но может я чего не понимаю/не слышу в таких запилах))