Я думаю, не вызовет удивления тот факт, что подавляющее число посетителей этого сайта играют на электрогитаре, а подавляющее число из этого подавляющего числа имеют гитары в личном пользовании. Большинство из пользователей гитары ее каким-то образом когда-то выбирали. В этой статье я изложил основные моменты, которыми руководствовался лично я при выборе инструментов.

Не спроста я указал, что буду рассматривать лишь собственные критерии выбора гитары.

Дело в том, что музыканты зачастую имеют несколько иные понятия о том, как должен звучать инструмент и, как правило, руководствуются своим опытом. Я надеюсь, что этой статьей помогу выбрать инструмент тем, кто не так искушен, но не хочет купить табуретку со струнами. Лично я приобрел какой-то опыт в отборе гитар, когда через меня уже прошло довольно большое количество инструментов. Каждая гитара, несмотря на свои особенности и область применения, так или иначе несла в себе крупицы той информации, которой я сейчас и руководствуюсь, когда в руки попадает очередной экземпляр. Какое-то время назад мой очень хороших знакомый May Lian, когда показывал мне свою Ibanez USRG, сказал следующую вещь: «Сейчас у тебя недостаточно опыта для того, чтобы оценить эту гитару». Цену этих слов я осознал только через несколько лет. Постепенно становилось ясно, какой должен быть у гитары резонанс, как она должна реагировать на звукоизвлечение и так далее. Я сознательно не коснусь в этом случае удобства инструмента и каких-то конструктивных особенностей: скажем, кому-то нравятся вощеные грифы и глупо было бы их убеждать в том, что гриф должен быть глянцевым. Я попробую пояснить детали, коснувшись не только звука, но и качества гитары.

Никогда не спешите включать гитару в усилитель, потому что многое можно узнать, послушав гитару неподключенной. А именно — получить информацию о резонансе гитары. Не нужно играть что-то сложное — лучше всего просто поиграть аккордами. Приложите хорошую атаку и попробуйте различные аппликатуры. Послушайте, насколько громко она звучит, насколько вибрирует гриф и корпус. По большому счету, если гитара сама по себе не резонирует, то вытащить звук из нее можно только искусственными методами, например, активной электроникой. Но сама по себе она звучать не станет ни за что в жизни. Не нужно надеяться, что говеная сама по себе доска зазвучит со временем — большинство таких гитар мертвые от рождения, а само дерево повреждено во время форсированной сушке в печах. К сожалению, это реалии поточного производства гитар и в случае невысокой цены сложно позволить себе сушить доски в ангаре по 20 лет. Но тем не менее даже среди серийных гитар можно подобрать инструмент, на который каким-то образом попали удачные куски древесины.

Далее, если гитара даже резонирует и вроде как вибрирует, послушайте, есть ли четко выраженный диапазон частоты, на котором она проявляет себя. У меня были гитары, которые резонировали в целом, но нигде конкретно, и от этого звучали довольно безлико. Как пример, могу сказать, что Suhr у меня резонирует на верхних частотах, и оттого звучит очень бриллиантово и кристально чисто, в то время как Gibson имеет очень темный звук нижней середины. Но и та, и другая звучат очень сильно, я думаю, поэтому часто даже на серьезных записях используют неподключенную электрогитару для акустического звука.

Еще некоторым образом можно судить о резонансе, правда в основном корпуса, если прислониться к нему ухом. Если верха нету вообще, значит доска глухая (надеюсь, это очевидно). Тот же Gibson, который характерен нижней серединой, тем не менее имеет довольно много верха. А верхние частоты — это как минимум прорезаемость гитары и читаемость ее звука. Очень распространенная ошибка думать, что звучит в основном корпус. Это далеко не так и недооценивать звук грифа нельзя. Также нельзя не учитывать, насколько гриф и корпус вообще подходят друг к другу, сбалансирован ли их звук между собой. При изготовлении дорогих гитар мастера специально подбирают доски для того, чтобы они не гасили звук друг друга, а, наоборот, дополняли. Это касается и кусков, из которых сделан только лишь корпус. Совковая ошибка — думать, что лучше всего корпус из цельного куска. Тем не менее, даже на очень дорогих гитарах известных мастеров применяются корпуса из двух кусков, опять же, по причине того, что две специально подобранные доски могут давать лучший звук, чем одна цельная. Хотя бывают и корпуса из цельного куска, в основном я видел такие корпуса из ясеня и красного дерева, чуть реже из липы. Разумеется, корпус из трех кусков уже очень сложно найти на серьезных гитарах и это, в основном, признак серийных и недорогих гитар, где деку собирают из нескольких брусков для экономии.

Итак, если гитара звучит сама по себе, то можно ее включить и послушать. Тут уже очень многое зависит от исполняемого материала, но для себя я проверяю ее сначала на чистом звуке. Попробуйте поиграть отдельные ноты с различной динамикой. Некоторые гитары звучат ярче по мере усиления атаки, а некоторые «искрятся» уже на тихих нотах. Это не хорошо и не плохо, это просто особенность конкретного звука. Но вот если даже при очень сильном звукоизвлечении яркости не наблюдается, хотя дерево звучит прозрачно, то проблема в электронике. На многих Fender American Deluxe проблемой были их бесшумные синглы, которые пожирали верха и нужный звон, оставляя непонятную муть и размазанность в звуке. Полезно послушать и то, как ведет себя гитара на разных струнах. Бывает, что некоторые струны просто торчат громче всех. Такое бывает и из-за электроники, когда сигнал со струн снимается неравномерно (кстати, этим мастера объясняют и то, что на многих синглах высота магнитов разная для каждой струны), и из-за дерева. Также можно послушать, как долго ноты звучат, по отдельности или в аккорде.

Есть еще такое понятие, как волчки. Имеется ввиду,что вы берете ноту, а она звучит не ровно, а с колебаниями по громкости. Если вы хотите проверить гитару досконально на предмет таких аномалий, будьте любезны как можно точнее перед этим настроить мензуру, предварительно поменяв струны. Если биения не криминальны и не бросаются в глаза, лично я не считаю это серьезным косяком инструмента.

Включив перегруз, попробуйте точно также взять аккорд и посмотреть, сколько он будет звучать. Сразу скажу фанатам сустейна, что бессмысленно ждать его сверхъестественных проявлений от гитары, которая предназначена совсем для другого. Но если вы выбираете гитару типа Les Paul, а через пару секунд взятый аккорд или нота уже забиваются шумом и становятся не слышны, это повод задуматься о данной гитаре вообще. Если сама она еще резонирует, то, возможно, проблема в электронике, а если она молчит, то никогда и не запоет. Поиграйте стаккатные вещи и послушайте атаку. Опять же, не надо ждать ломовую четкость от лесполо-подобных гитар, будьте хоть немного разумными существами. Попробуйте взять высокую ноту, например, Ре на второй струне на 15 ладу, и посмотрите, на что это будет похоже. Гитары с мутным звуком поведут себя, будто бы на них выкрутили тон и переключили на нековый датчик. Если же нота звучит и можно услышать верхние гармоники (что-то сравнимое, если эту ноту взять с недоделанным искусственным флажолетом), то, по крайней мере, гитара уже имеет свое лицо. Как хороший пример, приведу случай с одним из моих студентов. Как-то раз он решил привезти ко мне свой серийный, хотя и дорогой, Ibanez. А привезя, решил сравнить с другими инструментами. Человек был так впечатлен произошедшим, что на следующий день начал продажу инструмента, а потом купил за те же деньги J-Custom, который звучал гораздо убедительнее. Одна из «фишек» его гитары была в том, что гармоник у нее не было вообще. Я молчу про резонанс дерева и прочие нюансы.

Но даже не слушая гитару, а просто взяв ее в руки, уже можно многое сказать о том, что она из себя представляет, хотя бывают и исключения. Если гриф привинчен к корпусу, посмотрите на то, как это сделано. Зазоры между грифом и корпусом по бокам говорят о том, что эти части друг к другу, скажем так, не имеют никакого отношения. Поясню что это значит. На размеры кармана для грифа и самого грифа в месте соединения с корпусом существуют определенные допуска, за пределы которых они выходить не могут. Меня тут поймут лучше всего те, кто сталкивался с техническими специальностями или образованием и проходили курс инженерной графики. Это значит, что, скажем, ширина грифа может варьироваться в каких-то пределах относительно средней величины. Представьте себе, что гриф оказался чуть уже среднего значения, а карман в корпусе — наоборот. Получаем зазоры по бокам между корпуса и грифа. Часто при указании размеров для производственного цеха, где выпиливают корпуса и грифа размеры эти указаны таким образом, чтобы минимизировать последующую подгонку. Это значит, что среднее значение ширины грифа чуть меньше среднего размера ширины кармана, и если даже допустить ситуацию, обратную описываемой, то есть когда гриф окажется чуть шире кармана, подгонка была максимально простой и быстрой, то есть чтобы снять нужно было минимум дерева с грифа, чтобы затолкать его в корпус. Основная часть гитар, таким образом, будут иметь зазоры, и лишь некоторые из них будут иметь грифы и корпуса, более-менее совпадающие по размерам. Конечно, в основном это касается серийного производства, когда надо максимально сократить цикл и минимизировать количество операций, производимых вручную. Но такие вещи я встречал даже на custom shop, что меня несколько удивило.

Никто не занимается подбором частей гитары. Есть 100 грифов, есть 100 корпусов, надо свинтить их между собой. Делов то, раз плюнуть, но в результате мы получаем ситуацию, когда контакт частей получается очень неполным, что, как правило, звук гитары не улучшает. Аналогичного мнения я придерживаюсь относительно фендеровской системы регулировки наклона грифа на пятке. Гриф фактически опирается только лишь на сам регулировочный винт и на ребро кармана корпуса, вместо полноценного контакта плоскостей. Я уж не говорю о шлифовке поверхностей, зачистке их от лака и т.п. О чем идет речь, если иногда я видел бумажки, проложенные между грифом и корпусом для придания им необходимого угла между собой! И хотя для того, чтобы узнать, что творится в месте соединения, надо снимать, гриф, а продавцы вряд ли это вам позволят, тем не менее об этом нужно знать. Иногда это даже можно проверить очень хитрым способом, взяв ноту или несколько и попробовав потянуть за гриф и корпус, как бы «ломая» их. Если гитара сильно изменит высоту взятых нот, то это наверняка означает либо мягкое дерево, либо плохое соединение составляющих, хотя на практике, в основном, и то, и другое.

Что касается лака, то тут было написано много всего интересного, поэтому я позволю себе просто вкратце обозначить вердикт и двигаться дальше. Нитро-лак лучше полиуретанового (хотя по защите гитары, по хрупкости и дешевизне существенно уступает), а тонкий слой лака предпочтительнее толстого, что, впрочем, также сказывается на цене, потому как равномерно нанести тонкий слой гораздо тяжелее, чем просто залить гитару и успокоиться. Относится это как к грифу, так и к корпусу.

Далее, посмотрите на лады. Обработка краев будет говорить о том, покалечите вы себе руки об эту гитару или нет. Если они не обработаны или это сделано небрежно, то проведя левой рукой вдоль грифа, например, во время слайда, лады просто порвут вам кисть. У меня такое было с Ibanez S, приходилось на записи даже забинтовывать себе руку, чтобы не добить ее окончательно. Далее, профиль ладов — посмотрите на предмет его круглости. В идеале лад не должен быть плоским, на нем не должно быть заусенцев или следов крупного напильника (я видел и такие варианты). И уж тем более лад не должен «болтаться» в воздухе, то есть задираться с какой-либо стороны. Ножка лада должна быть полностью усажена в посадочное место, а сам лад полностью прижат к накладке.

Наверняка многие видели, как какой-нибудь человек, беря гитару в руки, кладет ее на плечо, подобно скрипке, и смотрит вдоль грифа со стороны первой и последней струны. Таким образом можно взглянуть вообще на то, как ведет себя гриф. Если край грифа представляет собой непонятную волнообразную линию, то анкер уже это не вылечит. Нормальный прогиб грифа — по небольшой дуге, примерно от 12 лада по направлению к голове. Если же такую картину представляют собой только лады, а сам гриф с виду нормальный, то можно потом сделать шлифовку у мастера и довести гитару до нужного состояния. Также советую опасаться грифа, прогиб на одной стороне которого существенно больше, чем на другой. «Винтоподобность» принесла немало проблем людям, которые пытались ее исправить. И если сейчас гриф винтом, то дальше все может стать хуже.

А теперь о самом главном. Оценить внешне инструмент как-то еще можно, но вот для того, чтобы услышать нужный звук, его надо сначала из гитары достать. Если у человека отсутствует звукоизвлечение как таковое вообще, то о звуке гитары понять будет ничего невозможно. Это непреложный факт и исключений из него лично я не видел и не слышал. Если вы являетесь таким уникумом, свяжитесь со мной и просветите на тему того, как вы это делаете. Если же просто до нормального звукоизвлечения вам еще далеко, то возьмите с собой человека, который может помочь.

Тем не менее, могу сказать такую вещь, что некоторые гитары можно покупать, не глядя и не слушая их. Имеется ввиду, что криминально не звучащих гитар среди них нету, а если и бывают, то это единичные случаи. Разумеется, это касается гитар с внушительным ценником и могу сказать, что это такие инструменты, как Gibson Custom Shop, Suhr, Tom Anderson, Fender Masterbuilt, Schecter USA Custom, Ibanez J-Custom верхних серий (8***, ART-1 и подобные). Дабы не быть голословным, скажу, что Suhr я купил не слушая, потому что заказывал из Штатов, и мои ожидания оправдались, да и остальные гитары этой фирмы, которые я слышал, звучали очень и очень хорошо. Такая же история и с Gibson. Я много слышал мнений о том, что новые гибсоны китайские. Может и так, но такой китайский гибсон с легкостью разорвет многие из нахваливаемых гибсонов 70-х годов. Советую в целом не верить утверждениям непонятных агитаторов, а хотя бы послушать самому.

Тем не менее, был также случай, который меня, признаться, по-хорошему удивил. Один из моих студентов принес на очередное занятие свою гитару. Это был Greco, полная реплика Les Paul, 77 года производства, если я не ошибаюсь, и ценой максимум в районе 700 долларов. Могу сказать, что она звучала на сумму вдвое большую. Да, у него не было этого инфра-низа, который есть на Gibson, и вообще звук чуть-чуть другой, более открытый, но сам уровень звучания меня потряс. Я не знаю, просто удачная ли это гитара или они все были сделаны на совесть, но подобные приобретения всегда оправдывают свои деньги.

Могу сказать совершенно точно, что 99% гитар, пусть даже самого высокого класса и в том числе и новых, придется доводить у мастера. Это не говорит о браке или небрежном отношении, но изначально расчет делается на то, что человек настроит инструмент так, как нужно конкретно ему. Как правило это касается шлифовки ладов, замены порожка и иногда звукоснимателей. Само собой разумеется отстройка мензуры, высоты струн и прогиба грифа.

Насчет высоты струн скажу отдельно. Недавно я задал по этому поводу вопрос Джону Серу (не знаю, как написать по-русски фамилию Suhr). А именно, меня интересовало, возможно ли совместить низко поставленные струны и сильную отдачу от инструмента. Ниже я процитирую его ответ:

«Well now you understand why so many of the greats like Landau and SRV like/d higher action, higher action = more tone Just the laws of nature All you can do is make sure your neck is adjusted, play lighter or use heavier strings. I like .010-.046 1/16th from the top of the last fret to the bottom of the string and a light touch on the right hand.»

Надеюсь, эта небольшая статья немного поможет вам выбрать в том множестве древесины, усердно продаваемой сегодня, действительно хорошую гитару!