Уроки игры на гитаре
Занятия по электрогитаре, а уж тем более обучение игре — столь обширная тема, что я решил посвятить ей отдельную статью. Этой статьей я постараюсь ответить на основные вопросы, которые мне задают, дабы сэкономить свое и ваше время и расставить все точки над i.
Итак, да, я преподаю электрогитару. Впервые я начал этим заниматься несколько лет назад, а выделил точное время в своем расписании под учеников в конце 2005 года, поставив преподавание на стабильную основу.
Но прежде чем переходить к конкретике, я считаю необходимым разъяснить некоторые важные моменты.
Как приоритеты в развитии музыканта, я определяю, в первую очередь, звук, подачу, вкус. Соответственно, именно на это и делается основной упор, но все это неосуществимо без принципиальных технических навыков. Звук неизбежно связан со звукоизвлечением, подача с ритмикой, ну а вкус — вещь вообще индивидуальная, но несмотря на то, что, как говорится, о вкусах не спорят, можно сказать с уверенностью одно: вкус либо есть, либо его нет. В связи с этим я составил программу, в соответствии с которой и преподаю игру на электрогитаре. Хочу отметить, что программа составлена так, что каждый элемент должен иметь конкретную цель и задачи. Я не даю упражнение ради самого упражнения: если оно есть, значит для чего-то оно нужно и где-то помогает. Что и для чего служит конкретно я объясняю на занятиях. Разумеется, ряд ключевых моментов в программе был позаимствован у других методик, которые успешно применяются уже длительное время. По большому счету, все уже давно придумано, и весь вопрос в том, насколько мы можем применить уже имеющуюся базу знаний для обучения. Хотя некоторые вещи я посчитал необходимым немного видоизменить, что имело свой эффект, в частности, в облегчении усвоения и ускорении этого процесса. Как преподаватель, свои уроки игры на гитаре я составляю из двух основных частей.
1. Техническая база.
На этом этапе я подготавливаю студента с технической стороны. Сюда входит постановка обеих рук и/или исправление возможных недочетов и проблем, отработка технических приемов, таких, как стаккато, легато, тэппинг, свип-пикинг, в некоторых случаях чикен-пикинг, игра аккомпанимента, клише, риффы, фанк. Программа подготовки одинакова для всех студентов, вне зависимости от уровня подготовки и музыкальных предпочтений. Я не исключу какие-либо элементы, которые, по мнению студента, не нужны в его любимой музыке или, например, не нравится само упражнение, но могу исключить его, если этому студенту оно не необходимо. По поводу подстройки программы под каждого конкретного студента в зависимости от его уровня можно прочитать чуть ниже.
Для чего нужна постановка рук? Для того, чтобы сделать исполнение наиболее естественным, эффективным, чтобы банально не уставали руки, чтобы избежать риска их переиграть, а также в целом выдержать нужный уровень игры. Постановка рук самым прямым образом влияет на качество исполнения. Разумеется, есть музыканты, которые шли по пути самообучения, но абсолютно не факт, что их способ исполнения тех или иных вещей подойдет конкретно вам. Однако существуют определенные каноны в постановке рук, которые позволяют применить ее к подавляющему большинству людей. В дальнейшем, после ее отработки, музыкант сам немного изменяет ее под конкретно свой организм и свои руки, но при этом у него остаются все основные ключевые моменты. Внимание! Постановка рук совершенно не стремится к скорости и ее функцией не является возможность «долбить риффы». В первую очередь, правильно поставленные руки дают возможность управлять акцентами и динамикой игры. А следствием, побочным эффектом этого является возможность нарезать переменным штрихом на сверхзвуковой скорости, что-то там куда-то вбивать в риффах и так далее. Но если человека изначально учить делать что-то из этого, то результатом, скорее всего, будет тотальная зажатось и закрепощение рук, с чем придется потом очень долго и мучительно бороться.
Именно в этом заключается смысл тех мучений, когда нужно соблюсти все без исключения нюансы в постановке рук на этапе обучения. Этим самым вы открываете потенциал для технического развития, а также избавляетесь от ненужных и неестественных движений. Как небольшое отступление, я расскажу про себя лично. Будучи самоучкой, я изначально играл стаккатные пассажи переменным штрихом от локтя. До поры до времени все было хорошо и все меня устраивало, и это учитывая, что к тому моменту я записал многие из своих композиций. В один момент я столкнулся со стеной — я попросту остановился в техническом развитии. Скорость и точность исполнения стаккато оставались на той же самой отметке, сколько я ни занимался и не работал. И лишь переставив себе руку, я смог пойти дальше и избавился от преследовавших меня проблем.
Далее, постановка рук применяется на практике, для чего в программу включены упражнения, которые и дают возможность развить координацию движений, точность, ритмичность, синхронность между руками. Риффы и фанковый аккомпанимент предусмотрены для развития звука, подачи и ритмичности исполнения, что вообще является большой проблемой для наших музыкантов. Чтобы научиться играть быстро, нужно лишь терпение и механический труд, а вот звук и «драйв» требуют титанических трудов и в десятки раз более кропотливой и сложной работы.
Примерно две трети всего технического материала составляют риффы. В том числе используются риффы таких исполнителей, как Steve Vai, Van Halen, Reb Beach, Nuno Bettencourt и ряда других.. В основном риффы адаптируются по тем или иным параметрам в соответствии с нуждами программы.
Я видел много людей, которые любили поспорить на тему «драйва» и «кача» в исполнении, дескать, у меня вот такой вот своеобразный «кач» и подача. Ребята, это такой же бред, как и высказывание «я так вижу» — для любого профессионального художника. Подача либо есть, либо ее нет. И точка. То же самое относится и к бендам и вибрато. Основы и общие моменты даются на этапе технической базы, но самая тяжелая и важная часть работы проводится уже на следующей стадии.
2. Разучивание произведений.
Этот этап является самым важным из всех. Как пример, могу сказать, что все мои студенты, которые блестяще прошли техническую базу, испытали проблемы на этапе работы с композициями. Все дело в том, что тут речь идет о комбинации техник, а также о добавлении сюда мелизмов, нюансов, фишек, ритмических смещений, нестандартных акцентов и аппликатур. Именно поэтому я лично придерживаюсь мнения о том, что нормальный преподаватель по специальности (речь идет о преподавателях, а не желающих немного «подхалтурить») должен обладать собственным музыкальным материалом (исключение может быть, если преподаватель дает чужой материал, но для этого он должен его знать досконально). Причем собственно качество материала может позволить судить непосредственно о том, чему в итоге можно научиться в данного педагога. Поскольку на сегодняшний день преподавать игру на электрогитаре считает для себя возможным чуть ли ни каждый человек, освоивший игру переменным штрихом, то на этот момент я бы рекомендовал обратить наиболее пристальное внимание при выборе преподавателя.
Из этого, я считаю, следует ответ на типичноe заблуждение: «хороший педагог не должен быть хорошим гитаристом». Еще как должен. Хороший гитарист — это прежде всего музыкант с хорошим вкусом. Если у человека нет вкуса, то он не сможет привить его и вам. Кстати, ради справедливости, должен отметить, что хороший музыкант не должен быть хорошим педагогом. Умение объяснить человеку все мелочи, а также увидеть все его проблемы и уметь их исправлять — тоже своего рода искусство и эти способности не падают с потолка.
Об уровне преподавателя, по большому счету, можно судить сразу по тому, как он отвечает на вопросы. По сути дела, очень часто (даже автор этих строк столкнулся с такой ситуацией) можно встретиться на такое:
— А почему здесь надо играть в этой аппликатуре, а не в той?
— Так в табулатуре из учебника.
или:
— Почему тут штрих такой, а не другой?
— Потому что такое упражнение.
или:
— Зачем нужно это клише?
— ...
И так далее и тому подобное. Подобных случаев может быть масса. Если вы столкнулись с подобным подходом, то это значит, что пора не просто уходить, а бежать от этого преподавателя. Черт с ними, с деньгами и потраченным зря временем, главное, успеть свалить до того момента, пока этот «педагог» вас не искалечил.
В случае подобного любой «преподаватель», деятельность и компетентность которого подвергнута сомнению, всегда может отбиться тем, что у него есть играющие ученики. Мое мнение таково, что у любого преподавателя, плохого или хорошего, будут играющие ученики. Дело в том, что если человек занимается действительно много и полностью осознает направление своей работы, то есть занимается с четко поставленными задачами, то преподаватель в данном случае выступит всего лишь поставщиком материала для игры, не будь которого, ученик добьется всего того же, только самостоятельно. По сути, такие ученики являются самоучками, которых преподаватель обеспечил информацией того или иного характера и чьими именами в случае чего такой преподаватель прикроется.
Но если человек занимается много и с толком для себя, грамотный преподаватель может сделать из него настоящего монстра. Должен отметить только, что в 99% случаев таковым монстром студент станет лишь через несколько лет после того, как даже закончит учиться, но в него изначально будет заложен правильный посыл и верные ориентиры. Просто в игру рано или поздно вступает такая вещь, как опыт, а для получения опыта преподаватель по специальности (подчеркиваю — по специальности) не требуется. Что касается моего мнения о педагогах, поясню, почему я придерживаюсь именно его. Дело в том, что человек, не умеющий дать внятный ответ на любой, даже самый дилетантский вопрос, попросту не ориентируется в преподаваемом материале. Это значит, что учить людей он начал, насмотревшись видеошкол и в тупую надергав оттуда упражнений, или, в лучшем случае, преподает «по накатанной» то, чему учил в свое время его учитель. То есть его уроки игры на гитаре - это, по сути, клонированные (возможно, не до конца и криво) уроки, взятые из других источников.
Конечно, это совершенно не значит, что каждый раз нужно проверять своего педагога, насколько он ориентируется в своей программе. Просто такие вещи, если они имеют место быть, неизбежно всплывают в процессе обучения. Нужно чувствовать разницу между фразами «почему тут сделано именно так» и «мне удобнее играть вот эдак». Если вы сомневаетесь в компетентности преподавателя, то зачем у него занимаетесь?
Напрашивается резонный вопрос: а в чем, собственно, состоит функция преподавателя? Ведь посмотреть видеошколы можно и самому, для этого никуда ездить не надо, да и деньги платить совершенно левому персонажу за то, чтобы он те же самые вещи тебе показал, уже необязательно. Это, кстати, отвечает сразу на несколько вопросов, например, почему практически невозможно научиться играть по видеошколам «с нуля». Если кого-то интересует мой ответ на него, спросите у меня лично. Помимо этого, я часто даю основы звукозаписи и аранжировки, поскольку многие студенты пишут свою музыку и я стараюсь помочь добиться качественного звука, исполнения и композиционной целостности.
Теперь коснемся остальных деталей процесса преподавания. Я не даю теорию, сольфеджио или что-либо еще. Я придерживаюсь мнения, что один преподаватель, который дает и теорию, и специальность (т.е. технику), и сольфеджио, и обещает, что вы заиграете в любом стиле, является либо просто-напросто недобросовестным, либо заблудшей овцой. Я поверхностно касаюсь этих вещей, где-то рассказываю об импровизации, опять же, поверхностно, но если вам нужен преподаватель именно по этим дисциплинам, лучше обратитесь к педагогу, который имеет соответствующий профиль.
Далее, я не обещаю, что обучение будет интересным и захватывающим. Обучение — это труд, и если работать здесь так, как это предполагается, то мысли направлены только в этот труд, а не в поиск удовольствия от этого процесса. Интересным и захватывающим является результат этого труда, а результат зависит только от вас самих. Тем более, я сразу скажу, что мы не будем заниматься тем, что интересно именно вам. Нет. Мы будем заниматься тем, что необходимо для достижения поставленной цели. Но если человек заинтересован в достижении этой цели, то результат не заставляет себя ждать.
Основная для меня задача — достижение этого результата в кратчайшие сроки, а не в том, чтобы продержать человека как можно дольше и вытянуть с него максимум денег, поэтому я не всегда беру учеников «с нуля». Люди, только взявшие в руки электрогитару, зачастую крайне нечетко видят для себя, зачем она им нужна, зачем нужны занятия и так далее. Но если человек четко представляет себе свои планы и знает, чего хочет, то, безусловно, никаких проблем не будет, даже если у студента абсолютно отсутствует опыт игры на электрогитаре.
Уровень начальной подготовки, разумеется, имеет большое значение, потому что в соответствие с ним я изменяю программу под конкретного студента. Людям на начальном уровне приходится добавлять какие-то вещи в программу, в то время как подготовленный изначально студент может проходить по 2–3 упражнения или клише за одно занятие и успевать их приготовить к следующему. Соответственно, и время прохождение технической базы для студентов разных уровней будет разным -для кого-то это может быть 6 месяцев, а для кого-то год. Плюс ко всему, я могу убрать ряд элементов, которые не нужны конкретному студенту. От всех студентов требуется собранность и концентрация. Если вам нужен преподаватель по гитаре, к которому можно просто приезжать раз в неделю поиграть на гитаре, а заниматься в день у вас есть всего минут 20 времени, то это не ко мне. Не тратьте свое и мое время, а также свои деньги. Занятия требуют ответственного подхода и затрат энергии, а самое главное, что они должны быть регулярными. Вы прежде всего должны понимать, для чего вы идете учиться и чего хотите достигнуть. Если вы просто хотите потратить денег, купите лучше себе еще одну гитару.
Занятия проходят в моей домашней студии. Уроки игры на гитаре проходит раз в неделю. Инструмент на занятия можно не брать, благо у меня есть возможность преподавать на разных и качественных гитарах.
В завершение всего вышесказанного я хотел бы привести тут небольшое видео с записью некоторых моих студентов. Это видео в какой-то мере отражает программу занятий. Все, что приведено в этом ролике, входит в техническую базу, а также я укажу, сколько времени занимался у меня студент на момент записи. Разумеется, если, к примеру, вы видите ролик, посвященный игре легато и подпись, что человек занимался 4 месяца, то это не значит, что все 4 месяца мы занимались только легатными вещами. Будьте благоразумнее.
По порядку:
- стаккато, 3 месяца;
- легато+арпеджио, 3 месяца;
- клише, 7 месяцев;
- легато, 5 месяцев;
- этюд Bach Mock, 11 месяцев;
- рифф Extreme «Kid Ego», 8 месяцев;
- рифф Extreme «Cupid’s Dead», 4 месяца;
- рифф Extreme «He Man Woman Hater», 11 месяцев.
В видео с записями риффов во время съемки записывалась дорожка, расположенная по панораме в правом ухе. В первом видео я смешал запись с микрофона видеокамеры и позднее сделанную запись.
И напоследок. Если после прочтения всего вышенаписанного вы мне пришлете письмо, содержание которого будет в духе «как проходят занятия, чему учите, как часто проходят уроки, сколько длится занятие», то я вас не возьму ни при каких условиях вследствие вашей хронической тупости. И прошу на это не обижаться.
Успехов!
3 Комментария:
Евгений
23 марта 2014, 15:08
Павел, скажи пожалуйста, ты учишь играть по нотам или табулатурам? Или в каждом случае по-разному? Ты пишешь что не учишь теории, это к игре по нотам тоже относится?
Павел Забуруев
24 марта 2014, 00:28
Теория — это теория. Ноты — это средство нотации, как и табулатура. Есть упражнения, которые даются по слуху, есть — по нотам с табулатурами. В зависимости от.
Вадим
24 февраля 2024, 01:26
Приветствую Павел и команда) Мой
т 8903181745