Регулярно задают вопросы: за сколько можно научиться играть, сколько времени потребуется на разгон той или иной техники и так далее. Для ответа на этот вопрос при помощи товарища была собрана статистика прогресса по занятиям.

Для составления статистики было взято 200 студентов за последние два года. Выбирались они случайным образом из общей массы. В это число попали студенты, занимающиеся на всех формах обучения: на очной, заочной и экспрессе. Также в эту выборку попали все, кто учился вообще, то есть это как только недавно начавшие заниматься, так и уже пишущие выпускную композицию.

Среди этой выборки не оказалось ни одного человека, кто занимался бы только гитарой: все студенты работают, учатся, у многих есть семьи и так далее. То есть аргумент в духе «не, ну я бы тоже так смог, если бы сидел целыми днями» — уже не сработает :)

Учитывались следующие показатели:

  • Время обучения. Здесь учитывалось только время начиная с первого урока и заканчивая моментом, когда человек уже заканчивал техническую базу и переходил на выпускную композицию, либо если человек еще занимается — до настоящего момента, либо на момент прекращения обучения по тем или иным причинам.
  • Количество упражнений на начало обучения. Как правило, перед началом я даю несколько упражнений, которые позволяют мне выявить основные ошибки и соответственно построить программу под конкретного ученика.
  • Количество упражнений на момент последнего урока. Учитывается общее количество технического материала к сегодняшнему дню.
  • Количество замечаний на начало обучения. Здесь подсчитано, сколько упражнений из тех, которые есть на начало обучения, содержали ошибки и к которым были существенные претензии.
  • Количество замечаний на момент последнего урока. Соответственно, к какому количеству упражнений были претензии к текущему моменту.
  • Темп переменного штриха на начало обучения. Для некоей количественной иллюстрации роста и технического уровня учитывался темп на определенных упражнениях на переменный штрих. 
  • Темп переменного штриха на момент последнего урока. Соответственно, до какого темпа человек дошел на сегодняшний день. Разумеется, учитывается только тот темп, к которому нет вопросов и претензий по качеству.
  • Темп легато на начало обучения.
  • Темп легато на момент последнего урока.
  • Темп клише на начало обучения.
  • Темп клише на момент последнего урока.

Плюс по некоторым показателям учитывался процент роста. Например, какой рост темпа у конкретного студента в процентном соотношении на переменном штрихе, легато и клише. И вот какие результаты всего этого получились.

Время обучения

Самым «краткосрочным» студентом из выборки оказался человек, занимающийся пять месяцев. При этом главным старожилом является товарищ, занимающийся уже 20 месяцев. В среднем срок составляет 11,3 месяца.

Количество упражнений на начало обучения

Как уже указывалось выше, на первый урок выдается несколько технических элементов, рисующих мне практически полную «диагностическую карту» студента. Если человек пришел практически с нулевого уровня, то это будет всего пара упражнений, а по умолчанию дается четыре. Соответственно, получилась минимальная цифра в выборке — два упражнения, максимальная — четыре. В среднем этот показатель равен 3,3. Это дает примерное представление о среднем уровне поступающих на занятия: как правило, это ученики, уже что-то умеющие и обладающие хотя бы минимальным опытом игры.

Количество замечаний по упражнениям на начало обучения.

Эта статистика снималась со второго урока, когда новоприбывший студент предоставлял свое первое домашнее задание. Самым продвинутым оказались студенты, у которых было всего одно замечание, максимальная же цифра по понятным причинам — четыре замечания. В среднем количество замечаний — 2,8. Это говорит о том, по большей части у всех есть ряд проблем по фундаментальным вопросам.

Темпы на начало обучения

Темп является по сути единственным количественным мерилом технического уровня. Человек, не обладающий техническими навыками, не способен сыграть в высоком темпе с хорошим качеством. Поэтому темпы, которые мы нарисовали после проверки первого домашнего задания, в принципе достаточно неплохо отражают изначальный технический уровень приходящих на уроки.

При этом нужно понимать, что темпы не являются самоцелью — ни в коем случае. Однако для того, чтобы обеспечить студенту уверенное исполнение, мне необходимо дать ему технический запас — это во-первых, а для этого скоростью и темпами нужно заниматься. Не ради скорости и темпов — нет. Ради музыки, которую он должен играть, уже не думая о технике и темпах. А во-вторых мне необходимо сформировать устойчивый технический навык, а он невозможен без постепенного повышения нагрузки.

В данной выборке темпы переводились в секстоли для переменного штриха и в 16-е для легато и клише. Самым низким темпом, с которого пришлось начинать работу над переменным штрихом, был темп 30 ударов в минуту, над легато — 20, над клише — 25 ударов в минуту.

Разумеется, если речь идет о темпе типа 20 ударов в минуту 16-ми, это означает, что мы начали с темпа 80 ударов в минуту четвертями. То есть по большому счету для самых неопытных студентов приходилось начинать работу буквально с четвертей.

Самые высокие темпы на начало обучения: ПШ — 70 bpm, легато — 120 bpm, клише — 100 bpm.

Средние темпы на начало обучения: ПШ — 53,7 bpm, легато — 63,4 bpm и клише — 62,1 bpm.

Темпы на момент последнего урока

К сегодняшнему дню самый высокий темп на переменном штрихе у нескольких человек — 135 ударов в минуту. Этот темп учитывался на сложнейшем упражнении — сдвоенной гамме.

На легато самые топовые темпы — 170 ударов в минуту 16-ми. Эти темпы максимальные потому, что упражнение, на котором я учитывал данный показатель, снимается как раз при достижении указанного темпа. Упражнение — нисходящее легато по всему грифу.

Самые быстрые темпы на клише были 160 ударов в минуту 16-ми, опять же на этом темпе данное клише снимается. Это сложное клише, задействующее акценты ударами как вниз, так и вверх, смешивающее техники легато и переменного штриха, и обладающее сложной синкопированной ритмикой.

У самых отстающих товарищей на текущий момент или на момент прекращения занятий были следующие темпы: ПШ — 55 bpm, легато — 60 bpm, клише — 50 bpm.

Средние темпы на момент последнего занятия такие: ПШ — 99,3 bpm, легато — 133,4 bpm, клише — 112,7 bpm.

Процент роста по темпам

По каждому студенту в выборке мы сравнили темп на начало обучения и на момент сегодняшнего дня, после чего выразили разницу между ними в процентах. Самый высокий рост продемонстрировал студент, прыгнувший с темпа 60 триолями в темп 130 секстолями. Рост составил 433% от исходного темпа! По легато самым бодрым оказался студент с 340% роста по скорости, на клише максимальный прыжок составил целых 520%.

Самые низкие показатели роста следующие: ПШ — 125,3%, легато — 133,7% , клише — 90,9%. Как видно, в одном случае по клише был даже откат: студент крайне тяжело воспринимал новые упражнения и через это при переходе от начального простого клише на более сложное проседал значительно сильнее, чем учитывалось при соответствующей поправке во время составления статистики.

В среднем рост следующий: ПШ — 200,1%, легато — 228,8%, клише — 201%.

Итого

Какие выводы можно из этого сделать? Прежде всего желающие заниматься могут примерно прикинуть, чего они могли бы достичь, скажем, в течение года работы. Как показано выше, меньше чем за 12 месяцев вполне средними являются показатели удвоения темпов на фундаментальных техниках.

При этом данную статистику ни в коем случае нельзя воспринимать, как некую гарантию: помните, что побить антирекорды по прогрессу еще кому-то предстоит :) Впрочем, и рекорды по прогрессу — они тоже вполне могут быть побиты и очевидно, что указанные цифры — далеко не предел. И если смогли добиться прогресса все эти 200 человек, то очевидно сможет и любой, кто поставит себе цель заниматься.