С интересом для самого себя, я систематизировал и выложил все задания, присланные мне в минувшую пятницу, чтобы подвести небольшой итог проведенной работы. Полагаю, это будет интересно даже тем, кто в самой работе участия не принимал, но хочет разобраться, как работает метод и какие результаты были у учащихся.

В целом по поводу тестирования и моих личных впечатлений. Во время этой работы я общался, так скажем, несколько с иной категорией занимающихся, точнее, в том числе с иной. Грубо говоря, охват аудитории получился достаточно широкий, поэтому было очень интересно посмотреть на всю ситуацию и примерно представить, что и как творится нынче на поприще гитаризма.

Если говорить о формальной и «бюрократической» части, то тут все стандартно и привычно. Правил основная масса народу не читает, требований — не соблюдает. Правила — это не моя выдумка, которую я придумал, дабы продемонстрировать свою крутость и власть : правила, как и устав, написаны кровью :)

В данном случае ряд правил также напрямую был связан с эффективностью работы, так как без их выполнения учащийся сильно сковывает мои возможности. Скажем, есть у меня правило про разборчивый звук, чтобы он был читаем и все такое. Когда человек посылает мне кашу, это может снизить мои возможности расслышать все в деталях, соответственно, человек рискует оставить свои же ошибки незамеченными, в том числе и мною.

Требования про вложения писем, 30 мегабайт архива, да и требования паковать все в один архив — это вообще классика. Мало кто задумывается о том, что 50 человек, отправив вложения по много-много сотен метров, легко блокируют работу моей почты и мой канал, так как автоматически мой почтовый клиент будет занят весь день получением почты. А также о том, что скачав несколько отдельных архивов с файлами, я просто больше времени потрачу на их открытие, а следовательно рискую опоздать, либо рассматривать ДЗ более спешно, что опять же скажется на их же результате в итоге.

Далее, непосредственно про задания, про качество игры и прочее. В целом, я эту ситуацию рассмотрел достаточно плотно в заметке «Бесплатные уроки: занимательная статистика». Особо ничего не изменилось, и точно также примерно выглядит картина на других упражнениях (я про неверное прочтение и т. п.), однако вышеуказанная заметка была написана после первого получения заданий от всех, поэтому хотелось бы коснуться динамики: как же оно стало выглядеть через три недели. Ну, типа, исправили ли люди ситуацию или нет.

Так вот, как оказалось, народ реально способен заниматься. Ярчайшим образом об этом свидетельствуют элементарные подсчеты: сравните хотя бы количество тех, кто сыграл все качественно, в статистике по ссылке выше, и здесь. Разница — в несколько раз.

Аналогично и по ошибкам: люди ошибаются уже меньше, ошибки — «тоньше». То есть тех, кто накосячил по-крупному — их намного меньше. Опять же — смотри статистику и смотри записи ниже.

О чем это говорит? Это говорит о положительной динамике: в первом задании сыгравших прилично всего двое, спустя три недели — восемь. В четыре раза. Попадет ли конкретный ученик в эти ряды? Зависит, как выяснилось, только от него самого.

Смысл здесь в том, что для многих это — отличная возможность увидеть и услышать, как надо и как не надо делать те или иные упражнения. Ведь, как уже многократно говорилось, упражнения сами по себе никакой полезной нагрузки не несут, а вот подход к ним — это самое основное и есть.

Под подходом подразумевается не только сидение с секундомером, уход от реальности и полная концентрация на производимых действиях. Это еще и требования к упражнению, выполняя которые это самое упражнение и осуществляет основную функцию. Ну вроде как в спортзале делаешь упражнение и если делаешь его криво и косо, то и толку от него ноль, так как нужные движения просто размазываются и нагрузка распределяется между паразитными посторонними движениями. Так и тут.

Я собрал все задания, которые были отправлены мне в минувшую пятницу. После этого я все эти файлы залил на soundcloud. Как обычно, меня интересовало только аудио: я абсолютно убежденный сторонник работать от звука, а не от рук. Это значит, что мне все равно, как работают руки, до тех пор когда кривая работа рук не является барьером для получения этого звука. А так как в 99% людям просто даже непонятен тот звук, который требуется, да и достигнуть его на низких скоростях можно в принципе с любыми руками, то и про постановки речь не идет.

Разумеется, в пролете сразу оказались те, кто присылал только видео — мало того, что это противоречило требованиям сдачи ДЗ вообще, так еще и в большинстве случаев видео не дает мне возможности детально работать и анализировать именно звук, то есть в таких заданиях я наполовину со связанными руками (и ушами). 

1. Переменный штрих.

Для непосвященных скажу, что первым заданием была гамма (точнее, гаммообразный пассаж) из книги, вот он

Требования к ней были подробно изложены и в книге, и в самих заданиях, но вкратце: нужно было сыграть легко, без выдергивания струн из гитары, со стабильным глушением (но без переглушения), переменным штрихом. И вот что из этого получилось.

В первую очередь, были записи с неправильно подобранным упражнением. Я сознательно избегал использования изначально в качестве материала выдачи аудио- и видео-файлов, так как основной момент заключался в знании человеком основ. Это важно для того, чтобы лично мне понимать, насколько человек способен воспринимать рекомендации и указания именно на словах. При этом надо понимать, что чтение табулатуры является заведомо намного более легкой задачей, нежели подбор на слух. Однако вот и здесь случались ошибки:

Правда, тут есть еще и возня медиатором, однако более подробно про возню будет ниже.

Тут тоже не все гладко, по прижатию струн, к примеру, но по сути это вообще совсем другое упражнение :)

Тут сыграно и с указанной выше возней, и слишком крепко (собственно, оно все рука об руку).

Далее, идут товарищи, у которых получилось слишком много звуков от медиатора. Такое бывает, если медиатор контактирует со струной слишком много. Предлагаю самостоятельно поразмыслить, в каких случаях медиатор буквально «не отпускает» струну. Два файла с возней уже рассмотрены выше, вот еще:

Вот тут помимо возни есть еще и зачем-то сыгранная нисходящая часть. Граждане! Упражнение, которое нужно было сыграть, выполняет совершенно определенные и конкретные задачи. Нисходящая часть пассажа выполняет, соответственно, свои. Не нужно браться за работу, когда не выполнена еще предшествующая ей — оно может быть чревато тем же, чем чреваты попытки усидеть на двух стульях. Ярчайший пример — как раз эта запись.

Здесь помимо возни есть еще и открывание нот. Точнее, там есть настолько малое глушение, что можно считать его вообще отсутствующим.

Тут вообще такое чувство, что медиатор трет струну практически все время, не отходя от нее ни на миллиметр. Плюс призвуки от перемещений левой. Ну и вдобавок ко всему — отсутствие метронома: интересно, как я могу оценить попадание в метр, если его нет? Опять же, об этом говорилось в самом первом письме с заданием, а на форуме народ даже обсуждал, как это лучше сделать, чтобы на одной записи был и метр, и гитара. Но я уже за годы привык, что народ правил не читает, даже если ты их выносишь в письмо первым абзацем.

Здесь просто возня.

Далее идут товарищи, которые забыли заглушить ноты. Или же сделали это настолько деликатно, что как будто бы даже забыли. Ну или же заглушили, но не все и не постоянно, например, постепенно открывая струны по мере исполнения.

Вот тут в принципе-то все неплохо, но опять же с глушением я бы поколдовал.

Тут открылись тонкие струны, еще поплыл синхрон в одном месте.

В этой записи помимо открытых нот есть еще и ревер. Для меня очевидно, что любые эффекты во время занятий работают только против занимающегося, но видимо об этом знают не все.

Тут опять же настолько все открыто, что получилось буквально другое упражнение. Ну и тональность вызывает вопросы :)

Вот тут все тоже неплохо, но тонкие струны открываются.

Далее идут разнообразные ошибки.

Синхронизация:

Сильно выковыриваются ноты, на тонких струнах — в особенности:

Разные ненужные звуки:

Ну и было много неплохих записей:
(второй дубль)

Подведем итог по переменному штриху. Техника, которая является самой обсуждаемой и вроде как самой проблемной для всех (что на самом деле далеко не так), оказалась вполне по плечу. Сколько народу улучшило показатели — написано в самом начале статьи.

При этом видео я смотрел лишь в нескольких случаях: как правило, я это делал для того, чтобы удостовериться в том или ином факте и отвергнуть возможные неправильно сделанные мной выводы. Видео показывали, что я не ошибся: это еще раз подтверждает, что прежде чем заморачиваться со всеми постановками и траекториями, нужно попробовать и получить-таки нормальный звук «штатными» методами при имеющемся исполнительском аппарате. В единичных случаях аппарат может являться причиной невозможности получения этого звука, и ни у одного из сыгравших выше причин в аппарате нет.

А причины в другом. Перво-наперво многие просто не слышат: ошибок, артефактов в звуке и прочего. Далее, многие не знают, как оно — качественно. Ну это из той же серии, что если человек играет всю жизнь только Металлику и соло Хэммета, сложно ему объяснить, чтобы он сделал качественное вибрато а-ля Стив Вай :)

Далее у нас следующее упражнение.

2. Легато.

Вот тут у нас будет самое интересное. Дело в том, что штрих, легато, свип, чикен-пикинг и подобные техники — это, скажем так, абстрактно-изолированные виды звукоизвлечения. Клише, к примеру, о котором пойдет речь ниже — оно уже не состоит из одной только техники, а так или иначе является комбинацией. По идее, для того, чтобы качественно играть разнообразные партии, даже не очень сложные, надо быть на том или ином уровне быть «знакомым» с изолированными техниками, из комбинации которых все и состоит.

Кто не верит — попробуйте качественно сыграть простую партию типа вступительного риффа AC/DC «Back In Black», или какое-нибудь простенькое соло Дэвида Гилмора. Если человек вообще не владеет легато или элементарными, самыми базовыми навыками игры медиатором — результат будет такой, как у большинства на ютубе. Опять же, кто хочет поспорить — без проблем, аргументом является не ваша теория (мне она неинтересна — у меня своя есть), а ваша запись. Мол, я вообще не умею и не могу три ноты сыграть медиатором, вот мой крутейший кавер на эйсидиси :)

Так вот, про легато. Изолированное упражнение, которое включает в себя почти все возможные ситуации при игре левой рукой: хаммер-он, пулл-офф, перемещение между позициями слайдом, переход на соседнюю струну. Все это — без помощи правой руки, разве что для глушения ненужных струн.

И вдруг выясняется, что как раз самая основная проблема-то — не пресловутая правая рука и ПШ (чему посвящено большинство тем на форумах), а как раз-таки левая рука. Наибольшее количество ошибок по легато напрямую связано с тем, что левая рука просто не контролируется должным образом.

Перво-наперво, опять же, неправильно сыгранные варианты. Честно говоря, неделей раньше их было в разы больше. В этих вариантах добавлен медиатор при переходах, хотя в табулатуре отметок о штриховых нотах — нет:
В обоих вариантах, разумеется, ошибки еще и по ритму (в первом — значительно серьезнее).

Собственно, про ритм. Самая массовая ошибка — вот почему в строчке выше я написал «разумеется». Ошибки по ритму в первую очередь всегда свидетельствуют об отсутствии координации в движении. То есть банально действие «не усажено», связи не сформированы, рефлекс как таковой отсутствует. Когда все усажено, ошибки по ритму обычно несколько тоньше и мельче, это уже из другой оперы.

Почти везде ошибки по ритму сопряжены с другой массовой ошибкой — это кривая динамика. По идее, качественное легато обладает достаточной ровностью в плане звукоизвлечения. Понятно, что абсолютной равномерности достигнуть невозможно, и небольшая дельта по вариации громкости звука есть у всех, даже у монстров типа Гилберта. Весь вопрос, какая она, эта дельта. Когда ноты очевидно скачут и проваливаются, а разница между громкостями — в несколько раз, то это уже серьезная ошибка.

Очень многие ошибаются на пулл-оффах, причиной всегда является отсутствие пулл-оффа самого по себе. Вместо сдергивания струны происходит обычное снятие пальца, которое если и способно сформировать какой-то звук, то настолько тихий, что за полноценную ноту его считать нельзя.

Ошибки на хаммер-онах связаны зачастую с тем, что ударять по струне никто не желает, а многие пытаются решить проблему прикладыванием большего усилия. Приводит это к тому, что да, струна прожимается сильнее, а звука как не было — так и нет. Потому что прижав струну сильнее, более громкого звука получить не удастся. А вот выбив звук пальцем — еще как.

Здесь в основном проблемы с ритмом. Еще наличествуют посторонние звуки: нет качественной работы по закрытию незвучащих струн.

Вот здесь — в меньшей степени, но тоже есть, плюс немного прыгает громкость.

В этих записях основное — ритм и опять же скачущий уровень громкости.

Тут еще добавились призвуки разные, о них уже говорили.

А вот тут собрана наибольшая часть возможных ошибок. Ритм, динамика и призвуки — это все понятно, но добавился также эффект повисания на струнах: это когда вы при прижатии струны тянете ее вниз, например.

Здесь в основном по динамике и призвукам хотелось бы придраться.

На этой записи упражнение немного неправильное — не доиграно в конце, однако есть еще ошибки по ритму и динамике.

Здесь начало немного глушиться по мере продвижения, плюс некоторые косяки по ритму.

Тут всего по чуть-чуть: немного по ритму, немного по динамике, немного неправильное упражнение :)

Но было и хорошее ведь в нашей с тобой жизни! Вот ниже — вполне все сыграно как надо, разве что некоторые косячки есть на второй записи:

Вывод: тренируйте левую руку, с ней хлопот, на мой взгляд, даже больше, чем с правой. 

3. Клише.

С этим упражнением трудностей больше всего, включая и тех, кто занимается у меня. Весь прикол — в наличии динамики.

Кстати, я очень много видел людей, которые по отдельности точили техники, всерьез полагая, мол, я вот сейчас научусь круто играть штрих, легато, свип и тэппинг — и тогда-то у меня вообще не возникнет проблем и я смогу играть все, что угодно. Кстати, именно эти люди, не в силах потом что-либо сыграть, делают вывод о том, что надо просто заняться фразировкой и тогда-то у меня получится.

Потом они идут заниматься фразировкой, опять не играется, потом ритмом — все равно лажа, потом теорией — тот же результат, потом импровизацией — и опять не работает. А все отчасти потому, что практика на гитаре — это не собирание паззла: здесь надо с определенного этапа смотреть и прорабатывать картинку в целом, а не пытаться сложить крутую игру из различных навыков и знаний, не связывая их при этом между собой.

Так и играют такие люди в дальнейшем: вроде что-то и играет, а как-то не покидает ощущение какой-то фигни. Вроде и ровно, а как-то совсем не вставляет. Вроде и импровизирует, но включаешь Кранца — и вот он импровизирует. Вроде и фразочки какие-то, а смотришь на Тиммонса, и...

Как в загадке: с луком, с яйцами, а не пирожок. (Робин Гуд)

Так вот, не зря я вношу в программу такие вот вещи, как это клише. Весь-то прикол состоит в следующем. Понятно, что для качественной игры потребуется, как сказано выше, владеть хотя бы на базовом уровне рядом техник. Однако владения самими этими техниками — совершенно недостаточно. Ведь помимо этих голых и «абстрактных» техник есть также такой момент, как применение, комбинация, и самое главное — динамика.

Вот на последнем пункте можно завалить 99% народу, так как когда дело касается отруливания акцентов, сыгранных бок о бок с легкими подглушенными нотами, вот тогда-то и становится понятно, ху из ху.  Для того, чтобы в этом убедиться, можно на том же ютубе посмотреть, как выглядит большинство каверов на столь любимую начинающими песню, как «Nothing Else Matters» ВИА «Металлика». Казалось бы, играть ее не сложно — именно поэтому ее запрещают играть во многих музыкальных магазинах: ее шпилит каждый пионер. И вроде по динамике-то далеко не Хендерсон, а вот поди ж ты. Динамика-то там все же есть, и без нее результат вполне предсказуем.

Причина опять-таки в том, что большинство в принципе не слышит динамики. Если высота тона — еще более-менее очевидный параметр ноты, то длительность и тем более ее динамические характеристики в составе партии — это уже запредельно. Ну и плюс ко всему управление динамикой достаточно сложно технически: тут и зацепление медиатором, и скорость удара, и даже подключение левой руки — все начинает играть роль. И это мы говорим только лишь о громкости ноты, а ведь динамикой можно управлять посредством еще множества параметров.

Так вот, клише. Выглядит оно следующим образом:

Как видим, комбинация в принципе несложная: штрих и легато, плюс акценты, плюс глушенные ноты. Сравните по сложности с основной темой в «Groove Or Die» Тиммонса — там хоть и пилилово, но потяжелее будет, мягко говоря.

К минувшей пятнице было всего три записи клише, хотя вроде никого не забыл. Однако ошибки, которые были в прошлой и которых нет в этой — это еще и неправильные штрихи, вместо тех, которые написаны выше на упражнении. А вот все ошибки на записях ниже — они классические.

Вот здесь все более-менее, если закрыть глаза на призвуки от открытых струн: грязь на открытых легатных нотах — это оно и есть.

Тут — динамика, а именно — пропадают акценты в конце, когда уже играем на толстых струнах. Плюс возня медиатором. Плюс пропадает синхронизация на некоторых акцентах.

Здесь слышим ошибки по ритму плюс призвуки.

Помимо этих ошибок, еще бывают ошибки по глушению нот, которые должны быть открытыми, по переглушению штриховых нот и так далее, словом, здесь могут объединяться все те ошибки, которые есть по отдельности в составляющих техниках: штрихе и легато.

Однако вывод — даже в таких случаях народ прогрессирует, так как на прошлой неделе было значительно хуже.

Общий вывод и впечатление сложилось положительное. Не могу не сказать, что по сравнению с тем временем, когда я начинал играть, общий уровень даже играющих в течение недолгого времени — сильно возрос. Видимо, сказывается большая доступность материала, развитие всей этой области. Очень и очень радует.

Надеюсь, что никого не забыл, хотя это и могло случиться: для написания этой статьи мне пришлось сначала свалить все скачанные файлы в кучу, а потом их рассовывать по папкам, вместо индивидуальных ответов каждому конкретно

Хотелось бы сказать вот что. Если вы хотите прогрессировать по технике, занимаясь ею (не поверите — можно прогрессировать по технике, вообще не занимаясь упражнениями), то анализируйте свою игру. Чем более детально и скурпулезно вы это делаете, тем лучше будет результат. Далее, всегда думайте головой. Некоторые ошибки, даже по постановке, проще решить через звук, а до причин всех ошибок очень легко добраться, немного подключив совершенно обыкновенную логику. Добраться буквально до самой сути. И еще — не забывайте про здравый смысл. Я видел много людей, которые почему-то старались добиться сверх-идеального исполнения, при этом не занимаясь ничем, кроме высиживания этого самого идеала. Я относительно недавно присутствовал на семинаре Пола Гилберта и был я там с одной только целью: убедиться в том, что даже такие монстры не играют идеально. Убедился.

Вместо одного, но сверх-идеального легато, например, лучше играть более разносторонне и музыкально, но не супер-идеально, а просто очень-очень хорошо :)