Наиболее частая причина обращения ко мне как к преподавателю — проблемы с руками, а именно: вопросы по постановке или желание возыметь «правильную» постановку, трудности самого движения и вызываемые им проблемы, неспособность хоть немного разогнаться и так далее.

С этих вопросов начинается общение по поводу уроков с подавляющим большинством желающих заниматься: почти все изначально уже уверены, что знают свою проблему, и все, что осталось для успешного движения вперед — это просто взять и решить вопрос по рукам. Причем совершенно неважно, учился ли человек сам, (недо-) учился ли у преподавателя, занимался по школам или книгам: озарение приходит ровно тогда, когда он узнает про существование неких «постановок». И несмотря на то, что я понимаю что-то в этом вопросе, тем не менее я не склонен переоценивать значение всех этих постановок.

В общем, все точно также было с человеком, который недавно ко мне обратился. С его согласия я решил использовать его личный пример для написания этой статьи. Для адской конспирации и чтобы никто ни о чем не догадался, назовем его Александром.

Не знаю, расстраивает ли желающих заниматься (меня уж точно нет) тот факт, что опять же в подавляющем большинстве случаев проблема совсем не в руках. Вот как выглядит типичное обращение по поводу уроков. Изначально, как я уже сказал, большинство обращается с проблемой, при этом почему-то сразу зная конкретный способ ее решения. Главный здесь вопрос, который я задал Александру — как проблема отражается на итоговом результате. В этот момент Александр, как и большинство людей, начал говорить вновь про зажимы, какие-то развороты кисти, «неправильное» движение и прочее. А вопрос изначально простой: в чем проблема именно с точки зрения итогового результата.

Речь идет вот о чем. Одна из основных задач, которую мы должны выполнить, играя на гитаре — получить нужный звук. Сама задача, если поставлена правильно и определенно, уже способна очертить и достаточно четко обозначить ряд мер, которые способны решить многие проблемы. Например, задача получения нужного звука при изучении переменного штриха в самом начале сводится к нескольким подзадачам: получить ровный от нотки к нотке звук; получить легкое и стабильное демпфирование; сделать короткое и точное звучание нот без размазываний атаки и двойных атак; расположить ноты ровно на временной сетке и так далее. Автоматически это предельно ясно обрисовывает те нюансы, которые нужны уже от рук: играть придется с небольшим и примерно одинаковым погружением медиатора (иначе будет возня и выдирание струн из гитары в сопровождении размазанной и неточной атакой); едва касаться ребром ладони струн и в то же время делать это стабильно и уверенно (иначе какие-то ноты будут «выстреливать», либо какие-то вообще не прочитаются, так как будут просто задавлены излишним глушением) и так далее и тому подобное.

Чтобы четко обозначить основную задачу по звуку — уже нужна определенная квалификация. Чтобы из этой задачи четко и структурированно обозначить подзадачи, которые в дальнейшем уже транслируются в работу над нюансами постановок, движений и прочего — нужна квалификация серьезная. Понятное дело, что человек, не занимающийся преподаванием или просто не копавшийся серьезно в этом вопросе, не сможет всего этого проделать.

В свою очередь, если вы занимаетесь и при этом замечаете свои ошибки, то нужно сначала предельно точно их распознать. Обычно люди, если им не нравится то, что они слышат в своей игре, характеризуют это слишком общими словами типа «грязно», «криво» и тому подобное. Этими словами можно обозначать технические недостатки исполнения, когда нет задачи в них разобраться. Но если уж задача такая есть, то и в нюансы вникать необходимо глубже, предельно разделяя и конкретизируя их. Под словом «криво» может подразумеваться и возня медиатором, и ритмическая неровность, и еще многие и многие ошибки.

Александр, как и остальные, допустил еще одну стандартную ошибку. Чисто логически, когда есть какая-то проблема, то необходимо рассмотреть все возможные причины ее возникновения, после чего отбросить те, которые не имеют реальной с ней связи, и сфокусироваться уже на тех нюансах, которые ее вызывают. Ну, к примеру, двойная атака у нот может быть связана с возней медиатора (первый призвук атаки даст касание медиатором струны, второй призвук как основной будет получен после того, как медиатор струну дернет, перестав с ней контактировать), с рассинхронизацией рук (правая рука ударила в одно время, левая прижала ноту в другое), с задеванием соседних струн и др. И стандартная ошибка здесь — смотреть только в сторону какого-то одного варианта. Ну типа если много лишних призвуков, то надо глушить покрепче, в целом звучит криво — дык надо постановку правильную сделать.

И самое главное — никто не вникает конкретно в суть. Проблема по своей сути начинается всегда со звука: всем будет совершенно не важно, какие у вас постановки и движения — все будут слушать то, как вы играете. Однако вместо ответа на вопрос самому себе, что же конкретно не нравится в собственной игре, начинается разговор не о следствии в лице звука, а сразу о причине — о тех самых постановках и прочем.

Точно также было с Александром: он захотел взять разовый урок, чтобы попробовать исправить проблемы с руками, которые в свою очередь мешают играть. Я в ответ просто попросил обрисовать проблемы, которые возникают в итоге, а именно — что в звуке не так. Однако ему, очевидно, было сложно отвечать на этот вопрос, который, наверное, был просто для него новым, поскольку вместо ответа на него Александр жаловался на какие-то выворачивания кисти, лесполо-подобную гитару и то, как с ней сидеть, заваливание кисти, большой угол медиатора и так далее.

То есть разговор сразу был о том, какие, по мнению Александра, причины возникновения проблем нужно лечить. Человек пришел к доктору не за точным диагнозом, а за рецептом на лекарства, потому что диагноз он придумал уже сам :) В итоге, после продолжительных моих вопросов он все-таки смог хоть как-то сформулировать проблемы в звуке: «Не могу нормально извлечь звук — каша получается.»

То есть описание «симптомов» — ровно такое же размытое, как я и описывал несколькими абзацами выше. В ответ я предупредил, что проблема почти наверняка не связана непосредственно с руками.

Вообще, очень характерно, что большинство думающих о проблемах с руками на самом деле не нуждается ни в каких постановках-перестановках. Так и здесь: для установления этого факта я попросил Александра просто записать видео с любым несложным упражнением, и вот, собственно, само это видео:

Что здесь мы можем увидеть? Относительно «каноничности» постановки тут вообще вопросов никаких: да, какие-то мелочи можно будет подправить, где-то немного поменять нюансы, но во-первых это не несет никаких деструктивных последствий (читай — не нужно переучиваться: просто впитать новое движение и все), а во-вторых делать это нужно только в том случае, если руки не позволят при уже имеющемся аппарате выполнить поставленные музыкальные задачи.

Тем более если говорить о постановке рук вообще, лично я считаю, что руки необходимо ставить полностью заново либо если человек приходит с нуля, либо если опять-таки имеющийся аппарат очевидно не может справиться с требованиями по звуку и исполнению. Из всех приходящих ко мне студентов с опытом хотя бы полгода-год процентов 70 не нуждаются в перестановках: максимум, что там необходимо — именно небольшие коррекции по нюансам. Еще процентов 25 таки нуждаются в перестановке по той причине, что либо забарываем все нюансы и мелочи по одной, либо просто с нуля осваиваем новый принцип и убиваем всех зайцев сразу — в таких случаях это банально быстрее и легче. Оставшиеся условные 5% — это те, кто приходит с вроде бы непонятными руками, однако при этом все играется и все получается. В этих случаях я тоже предпочитаю не трогать руки: какой смысл, если все поставленные по звуку задачи человек в состоянии выполнить при имеющемся аппарате.

По поводу «правильностей» постановок — вообще неясно, ибо никаких правильных и неправильных постановок нет. Есть лишь наиболее рациональные постановки для обучения, но ведь это совсем не значит, что остальные постановки — неправильные и надо сразу переучиваться, если вдруг увидел отличия в своих руках от неких «канонов».

В чем смысл этой статьи? В первую очередь в том, что на мой взгляд идти нужно не от рук, их внешнего вида и подобного, а от звука. Вместо изначального отслеживания с транспортиром углов медиатора, траекторий движения и прочего — попробуйте с тем же рвением и вниманием отслеживать звук, который у вас получается. Если где-то полученное отличается от задуманного — попробуйте добиться результата, так скажем, штатными средствами. И если уже в конце-концов вы понимаете, что по рукам просто швах и именно из-за этого отсутствует принципиальная возможность поправить звук — тогда да, возможно, стоит посмотреть на то, как работают и ведут себя руки.