Оборудование
Часто возникают вопросы, на какой аппаратуре лучше заниматься, как записываться, можно ли играть в процессор и тому подобные. Решил наконец написать небольшой материал на эту тему.
Начать я бы хотел вот с чего. Задайте сами простой вопрос: какую цель преследует оборудование в конечном итоге. Этот вопрос, будучи как следует обдуманным, практически полностью определяет дальнейший выбор, останется только немного определиться с деталями.
Давайте рассмотрим варианты ответов на него. Одна из наиболее часто встречающихся целей — просто получить удовольствие. Далеко не все пишут гитары в фонограммы, мало кто преподает, мало кто занимается и записывает себя для самоконтроля: большинству людей просто хочется получить приятные эмоции после работы. Что в этом случае? Лично я бы выбрал комбо, а еще лучше — голову с кабинетом. Чисто эстетически это мне очень приятно: башка со светящимися сзади лампами, огромный кабинет 4x12, а лучше — два, поставленные друг на друга. Ну и ладно, что включить на все 100 ватт не получится (даже на 20, скорее всего): так или иначе встанешь с ним — и вот оно! Звук приятно толкает под дых, мясо, рокенрол, закрыл глаза — и типа на Уэмбли стоишь :) Понятно, что все зависит от бюджета, поэтому тут приходится выбирать, но в общем и целом я бы выбирал то, что красиво выглядит, приятно звучит и будет радовать душу.
Но в этой статье все же я бы хотел поговорить о более утилитарных функциях оборудования, ведь как правило именно для этих функций народ выбирает нужные девайсы, ломает копья на форумах и выясняет, что же есть труЪ, а что — не очень.
Прежде всего хотелось бы коснуться самого распространенного вопроса: стоит ли покупать процессор? Я не знаю, кто, но когда-то некий сумрачный гений выдумал абсолютно адский миф о том, что де процессор съедает динамику, и в него само все играет, а вот если ты включишься в ламповый усилитель — тут-то все выплывет наружу и будет понятно, ху из ху.
Мне кажется, этот миф пошел примерно из тех времен, когда я начинал играть на гитаре. Тогда не было таких приборов, как Line6 POD HD и подобных, я уж молчу о монстрах типа Axe-FX или Kemper. Тогда массово были распространены процессоры Digitech, начинали завоевывать рынок первые ПОДы, пионерия массово шпарила на мыльницах типа Zoom 505.
Отличительной чертой того времени было, собственно, использование этих процессоров. Если вы сегодня попробуете найти различные записи концертов того времени, где гитарист играл через проц, или даже студийные записи, то очень часто можно услышать как раз то, какие звуки получались на выходе из волшебных коробочек.
Немудрено, что большинство народу в первую очередь прельщались тому, что в одной коробочке или плите наличествует сразу и фузз (часто не проводились какие-либо различия между овердрайвом, дисторшном и так далее, фузз — он фузз и есть :), и квакушка, и питч, и хорус, фленджер, дилей, ревер, компрессор, драм-машина еще вдобавок, лупер и так далее. Раньше надо было все это собирать педальками, а тут — вон оно, в одном флаконе. Кстати, на те времена о производителях помимо Boss и Ibanez знали очень немногие, то есть дисторшны — они подразумевались в основном одни и те же (от Босса в основном), максимум — были адепты или даже обладатели старых труЪ-боссов.
А тут — раздолье! И в этот момент происходило страшное: зачастую в звук добавлялось сразу все. Это как голодал человек, и тут дорвался — давай пихать в себя все, что видит. Таким образом, очень часто звук из процессора подразумевал собой адский гейн, компрессию, сверху клался какой-нибудь фейзер, еще и хорус до кучи, все это жирно намазывалось длиннющим дилеем и сверху гулял просто дичайший «холл» (да, как правило, вместо слова «реверб» говорили «холл», есть даже прикол такой: «добавь мне холла сверху, только без ревера»).
Какое же было удивление, когда включившись в какой-нибудь комбик, внезапно все многообразие звука пропадало, более того, еще и внезапно вся та грязища, которая была похоронена в каньоне дикого ревера, вдруг оказывалась буквально перед тобой.
Те, кто годами играл на таких адских звуках из модного «Дигитеча», испытывали очень и очень нехилый удар, услышав свою игру напрямую без украшательств. И сколько я ни читал соответствующих статей или общался на эту тему — ни один человек ни разу не высказал предположение: а может, мы просто неправильно что-то делали? Нет, вместо этого четко выносился вердикт: процессоры — зло, они все компрессируют, они убивают динамику, в них играть легче, лампа — она по-настоящему все покажет.
Им естественно поддакивали как собратья по цифровой мазне, так и ламповые снобы: да-да, знаем мы ваш пластмассовый звук, говорили мол вам, и вот — доигрались, теперь учиться будете заново, не то что мы — играли в лампу и будем играть.
Естественно, как и любой миф, если его продавливать какое-то время, это убеждение в один момент должно было войти в самоподдерживающуюся фазу — и действительно, народ до сих пор с некоторой опаской относится к процессорам.
Кстати, где-то совсем недавно видел характеристики звуковой карты типа древнейшей Sound Blaster Pro (совсем молодежь наверняка даже не знает о такой), и упоминание о том, что ее возможности воспринимаемого диапазона громкостей перекрывали динамический диапазон симфонического оркестра.
Прогресс не стоит на месте, и производители процессоров в погоне за баблом покупателей все время стараются переплюнуть друг друга, и так как количеством эффектов уже никого не удивишь, как в свое время никого нельзя было удивить китайскими картриджами для Денди типа «1000 in 1», то и борьба перешла в плоскость всяких цифр: битности там, дискретизации, тыры-пыры пассатижи.
В результате оказалось, что даже бюджетные любительские устройства ценой 200-300 долларов обладают характеристиками, которые позволяют работать с гитарным звуком и при этом вообще не париться о его сохранности. Нет, никто не говорит про звук: очевидно, что пластмасска ценой в 300 баксов не даст звука, который можно купить на 3000. Понятно, что звучать она будет похуже, усилители и кабы эмулировать проще, модных фич типа подгружаемые импульсы, не будет и так далее. Но динамика никуда не сожрется, частоты не схаваются и выходной звук будет в принципе достаточно точным отображением того, что делают ваши руки. Как руль жигулей в руках водителя: сложно ожидать, если человек ездит на жигуляторе как идиот, то после пересаживания его в крузак он будет ездить лучше. Живые примеры — они вон, на дороге все, идиотов хватает за рулем абсолютно всех моделей машин. Оно же все справедливо и наоборот: если прилично ездишь на крузаке, то сложно представить, что в жигулях ты сразу превратишься в имбицила. Но комфорт и прочие характеристики транспортного средства — да, будут несравнимо хуже.
Я помню, как несколько лет назад на гитарном форуме в разговоре про трушность или нетрушность цифры я записал в компьютер напрямую небольшую гитарную партию и обработал чисто софтовыми средствами, получив просто обычный чистый звук. После этого я попросил, что если вдруг где-то у меня схавана динамика, то пусть любой из облатаделей и яростных защитников лампы запишет такой же кусок, в котором будет ощутимо слышна разница по динамике. Ну, нетрудно догадаться, что ни одной записи я так и не услышал :) Это очевидно: одно дело — трепать и брызгать слюной, доказывая свою правоту, а совсем другое — взять гитару и посмотреть-показать, как оно на самом деле.
Сегодня я этот же опыт могу проделать на какой-нибудь Yamaha THR5: а чего, объявить конкурс, тот, кто порвет мой вариант записи по динамике, тот эту ямаху себе и заберет. Нормально!
Так вот, по моему глубочайшему убеждению, испортить себе руки, звукоизвлечение или что-то там еще, как это утверждают форумные теоретики, невозможно. Если заниматься в более-менее приемлемый аппарат (а таковым является тот же THR при своей мизерной цене), то никаких проблем не будет: все слышно, все отображается ровно так, как вы играете.
Гораздо большее значение имеет сам звук, который вы отруливаете. Если речь о занятиях, а не о получении удовольствия, то все эффекты сразу в топку. Перегруз во многих случаях понадобится (вопреки еще одному застарелому совковому мифу о том, что якобы заниматься надо на чистом звуке), однако его должно быть весьма немного. Плюс тональные характеристики: не скупитесь на верхние частоты. Верх — это ваша информация об атаке, о точности взятия ноты и так далее, без верха вы будете слышать себя будто бы через беруши, а через это точность вашей оценки своей игры будет значительно ниже.
Кстати, уровень гейна для занятий я подбираю примерно так: выкручиваю громкость на гитаре в минимум — в то положение, когда звук еще есть, но стоит еще немного повернуть ручку против часовой, и звук уже исчезнет. После этого я уже кручу ручку гейна, чтобы при максимально легкой атаке по струнам получить чистый звук. Лучше всего слышно на легчайшем взятии какого-нибудь аккорда.
Вернув громкость на гитаре в максимум, вы получите перегруз не очень сильный, но достаточный для того, чтобы достать и усилить все мелкие помарки и грязь (на чистом звуке они могут быть не слышны: помните о том, что дисторшн — это сильный компрессор), и в то же время не замылить все до нечитаемого состояния. В итоге будет четкий, очень сухой и информативный звук. Для отработки легато на начальных уровнях можно немного прибавить гейна (процентов на 20 от всей шкалы), чтобы быстрее наработать необходимые навыки.
Таким образом, решающей разницы при таком звуке между процессором и усилителем не будет. Решающей — это значит оказывающей ощутимое воздействие на качество ваших занятий. Все разговоры о пластмассовости, цифровом мыле и прочем можно оставить для теоретиков: они не играют на гитарах, поэтому у них значительно больше возможностей для ведения таких дискуссий.
Что касается записи, тут цифровые приборы тоже могут оказать неоценимую помощь. Все дело в том, что для более-менее адекватной записи усилителя понадобится микрофон. Даже самый дешевый динамический микрофон со встроенным предусилителем и подключаемый напрямую через USB обойдется примерно в 100 долларов. Помимо этого, нужно будет научиться его ставить, чтобы он ловил именно звук усилителя, а не комнату, шумы и прочие артефакты. Если микрофон обычный динамический или конденсаторный — придется купить аудио-интерфейс со встроенными или отдельными микрофонными предусилителями. Плюс научиться всем этим добром пользоваться.
Есть усилители со специальным выходом, типа, уже со спикерэмуляцией. Сколько я ни слышал таких изобретений — все они звучали тошнотворно. Сложно ожидать от обычной электрической схемки, как-то еле-еле имитирующей АЧХ динамика, что она выдаст приличный звук. Я напоминаю, что сейчас речь идет только о занятиях, а не о записи гитары студийного качества, но порой даже для занятий и самопроверки потом по записям бывает невозможно использовать встроенные кабинетуляторы. А это значит, что нужно каким-то образом (если нет микрофона) взять линейный сигнал с усилителя, а потом обработать его импульсами через какой-нибудь плагин типа Waves IR-1, Space Designer и др. А это в свою очередь означает, что импульсы надо где-то взять (купить или для адептов воровства — скачать), плагин — поставить, опять же научиться всем этим пользоваться.
Поэтому если нет всей этой имеющейся инструментальной базы и опыта работы с ней, а нужно что-то купить для занятий — проще купить прибор, который избавит от всего этого.
Ну что касается записи, то такими вещами занимаются уже те, кому мои советы не нужны. В защиту цифры стоит еще упомянуть, что большинство из известных мне сегодня коллег на российском рынке спокойно пишет гитару и концертирует с цифровыми приборами, правда, топового уровня, но тем не менее. Как я и думал лет 10 назад, сегодня цифра пришла к тому, что дает звук, по качеству ничем не уступающий записанной лампе.
В свое время, когда у меня был дорогущий ламповый преамп, оконечник, пара кабов, несколько микрофонов, преампы, аудио-интерфейсы и прочее, мне так и не удалось получить хороший звук на запись. Можно, конечно, списать на руки, но это мне не удавалось на протяжении лет семи, равно как это не удавалось и никому из моих знакомых, кто пытался записать гитару дома. А потом я купил Axe-FX :)
Что касается лично меня вообще, то для записи и для работы я использую Axe-FX II, а во время занятий, для преподавания и смежных задач у меня стоит все тот же THR, в который всегда можно быстро включиться и показать все то, что нужно.
Если кому-то покажется, что я наезжаю типа на аналоговый звук, то лучше, наверное, обратиться к врачу. Лампа, усилители, стеки и все такое — это очень круто. Для каких-то задач. Так выходит, что цифра сегодня — тоже очень круто. Причем для задач уже практически любых.
23 Комментария:
Сергей
23 мая 2014, 09:36
Статья полезная, для тех, кто включает мозг и играет. Для так называемых "теоретиков" бесполезная. Они все равно будут стоять на том, что лампа наше все. Пусть самая говняная, но лампа). А так вообще это нужно прочитать каждому.
Никита
25 мая 2014, 22:06
Павел, а что можете сказать по поводу аттенюаторов ?
Тарас
26 мая 2014, 17:31
Павел, но так все же, какой ламповый усилок выбрал бы лично ты для концертной деятельности, например?
Павел Забуруев
26 мая 2014, 21:05
Никита, а что можно сказать по их поводу? Аттенюаторы аттенюируют :)
Тарас, я бы не выбрал ламповый усилок.
Никита
26 мая 2014, 21:15
Павел, ну я спрашивал с точки зрения записи дома. Понимаю, что раскачать голову - это далеко не единственная проблема, но одна из ключевых на мой взгляд.
Павел Забуруев
26 мая 2014, 21:22
Никита, а динамик в кабе раскачать надо?
Никита
26 мая 2014, 21:50
Павел, понятия не имею - пишу тоже через фрактал. Правильно понимаю, что аттенюаторы в итоге мало помогают, если дело касается именно записи ?
Павел Забуруев
26 мая 2014, 22:27
Никита, не знаю, мне кажется, что раскачка кабинета является столь же существенным фактором, как и раскачка оконечника. В домашних условиях это практически нереализуемо.
Павел
26 мая 2014, 22:40
Павел, большое спасибо за ответы !
Виктор
01 июня 2014, 13:59
Весьма хотелось бы узнать ваше мнение по поводу игры в транзисторный комбик. Адепты лампы начинают понемногу смиряться с процессорами, а вот транзистор принято ругать прямо таки неистово. Говорят что они "убивают динамику" и вообще футакимбыть. А я с самым обсераемым комбом маршал мг ничего такого уж особенно страшного в звуке не замечаю. Когда играю криво - лажу слышно довольно отчётливо. Может быть из-за того что опыта игры в разное оборудование мало, я сам не понимаю что всё делаю не так?
Павел Забуруев
01 июня 2014, 15:33
Ну тут, как мне кажется, транзистор транзистору рознь. Маленькие комбики и не должны (да и не могут) звучать как взрослые стоваттные бошки. Лично я считаю выпуск маленьких маломощных ламповых усилителей чистой воды популизмом, так как ни один из них (по крайней мере что я слышал) не звучал так, как этого ждешь от полностью лампового агрегата: мощщи, мяса, давления и так далее — ну нету же.
А так, для занятий и всего такого — почему бы нет, транзюки вполне себе.
Ну и сегодня некоторые производители так вообще начинают капитально заморачиваться и делают на транзисторах аппараты, которые по заявлениям призваны конкурировать лампу. Не знаю, в чем смысл этого, но думаю, что такое вполне возможно.
Виктор
01 июня 2014, 16:15
Спасибо за ответ. Да, речь именно о занятиях и возможности просто слышать то, что играю - звукоизвлечение, ошибки, грязь там. Звука бошки от комбика, будь он ламповый или транзисторный, я и не ожидаю.
misterzorgy
16 июня 2014, 13:01
Паш, есть ли у тебя статья\заметка о том, что ты используешь для записи инструмента в домашних условиях? Понятное дело, руки, гитара DAW, но хотелось бы более развернутого ответа, если можно:]
Павел Забуруев
16 июня 2014, 14:19
Дома у меня очень просто все: основная гитара Suhr Standard, Axe-FX II, Macbook Pro, Logic. Вот в общем-то и вся цепочка, не представляю, как здесь написать более развернуто :)
Николай
27 августа 2014, 20:26
Очень толковая статья. Я тоже за процы, тем более современные уже вполне ничего.
Ярослав
19 ноября 2014, 06:56
Павел, спасибо за Вашу статью. Очень познавательно и объемно написано. Наткнулся на нее случайно, пока искал информацию по TRH10C. Я начинающий игрок на гитаре и ищу себе комбик для упражнений дома. Вчера таки взял свою гитару и потопал в магазин рядом с домом. Из всех прослушанных мною домашних комбарей китайского производства под известными брендами, ламповых ерасовых и данной емахи, последняя как-то сильно запала в душу, несмотря на то, что стоит она у нас во Владивостоке, в среднем, на треть дороже всех остальных. Плюс возможность подключить к компу и плюс возможность работы на батарейках окончательно сформировали мой выбор. Надо брать. Есть только один момент. В моем городе нет большого разнообразия комбиков и нет возможности послушать другие варианты. И в сети нет каких-либо внятных статей, где было бы сранвение thr10 с другими комбо этого класса. Соответственно есть вопрос, можно ли найти что-то подобное? С чем можно сравнить этот агрегат? есть ли с аппараты в той же цене и с теми же ништяками с подобным добротным звучанием? И вообще пойдет ли мне, как начинающему гитаристу этот аппарат? Не испортит ли он мою игру как "дегитечи" испортили навыки игры тому поколению, о котором Вы писали выше. Играть я хочу в блюзом или блюзроковом стиле. Заранее благодарю за внимание и жду ответа.
Серж Горелый
29 декабря 2014, 15:31
Купил вчера стэк, как Паша советовал. Да, ямаха была потише..та, что на батарейках. Качать в комнате действительно не айс - на основном риффе из мастер оф папетс отклеилась обоина еще из моего детства, а тогда клей еще был ого-го. Сосед посоветовал кабинет накрывать одеялом. Попробовали. Типа, реально менты теперь пару раз только за день приезжают. Нюансы и грязь слышны , в принципе..в доме есть кому подсказать... а по существу - спасибо за статью!
Дмитрий
30 декабря 2014, 00:20
Привет всем.Подскажите можно ли использовать аналоговый преамп подключив перед ламповым процом? то есть перегруз аналог - все остальное пропускается через чистый канал проца и встроенную лампу!
Руслан
17 января 2015, 02:35
Для себя выбрал два домашних варианта:
1)Blackstar ht1r+дешевый кабинет Kustom.
Отличный звук встроенного "кабсимулятора" и отличный ламповый -громкий звук в кабинет.
Из минусов , отсутствие эффектов (ревер есть).
Но я в них не нуждаюсь, так что мне хватает.
2) Logic+плагины Lepou + ReCabinet
Достаточно реалистичный звук, когда нет под рукой Blackstar.
Как появится возможность приобрету AXE :)
Сергей
27 февраля 2015, 13:39
Павел, хотелось бы узнать твое мнение о гитарах. В каком ценовом диапазоне смотреть, какие модели предпочтительнее? Правильно я понимаю, что для новичка лучше всего стратоподобные гитары, т.к. они имеют все эти эргономичные вырезы и т.д.? Может, есть какие-то конкретные модели, которые ты рекомендуешь своим ученикам?
Серый
05 мая 2015, 11:27
Со статьёй отчасти соглашусь, есть задачи, их нужно решать эффективно по затратам и пр. Но насчет лампы у меня сложилось своё мнение.
Я занимаюсь музыкой, как увлечением после работы лет шесть, нравится гитарный звук и инструментом овладеваю сам, как новым языком для себя - средством выражения эмоций. Начинал с амплитьюбов, ревалверов ПОД фармов, импульсной эмуляции. Затем перешел на комбики транзисторные крэйты, рэндаллы, амт преампы. В магазинах играл в ламповые jcm/лени. Затем взял ламповый преамп солданоид для домашних занятий(есть встроенный спикерсим для наушников довольно приемлемый), Разница не в готовом звуке, а в ощущениях при игре. Играя в лампу, ощущаешь упругость струн, чего нет в транзисторных усилителях и эмуляторах ламповых ампов. Звучание границы между чистым и кранчем, так называемого хэдрума, при ударе струн в лампу каждый раз разное, в зависимости от силы удара, угла медиатора, дэмпфирования, настроения, погоды за окном.. Моя особенность такова, что играть долго в транзистор и эмулятор я не могу, я начинаю уставать от однообразного звука, постоянно хочется покрутить, поменять амп в хосте, добавить фэйзер и пр. Настройки лампового преда я не трогал уже давно, три канала настроены так, что я только переключаю их, хотя на самом мясном канале, я могу скрутить ручку громкости на гитаре и играть клином.. получаю удовольствие от звучания, я думаю - это самое главное - чтобы нравилось то, чем занимаешься. В записи для меня разница не такая явная, здесь важнее чистота, ритмичность и мелодичность самого музыканта. Сейчас вычищаю своё звукоизвлечение, так и попал к вам на канал, Павел, спасибо за видео инструкции, очень полезными оказались для меня.
Олег
24 июня 2015, 10:47
Хорошая статья. Я любитель примочек и лампачей- считаю что на сегодня- пока еще цифра - даже в виде импульсных Axe-FX или Kemper.( ща еще добавится новый Line) уступает хорошим ламповым усилкам и примочкам. Западные гитаристы используют с лампачамии Axe-FX и Kemper.но в качестве обработки . Но для нашего брата где цены просто космические Вариант Axe-FX или Kemper.- очень хороший для домашних демок- и для наших студий - в основном наши студии это примерно - то что называется домашней студией на западе- + очень мало жвукорежев- могут прописать гитару с ламп-усилка- в виду того что наши звукорежиссеры - не имеют опыта в этой сфере. Получается- вы приносите свой классный усилок- колонку- и долго и мучительно пытаетесь записать гитару- а звук ацстой- начинается война с звукорежем- Видел как один классный гитарист- после долгих мучений-хотел убить звукорежа своей крутой колонкой от Маршала 800. Мой друг прекрастный гитарист пытался дома записать гитару с Месой- но не получилось у него- сказал что пропишет через Axe-FX .
Вот - что бы избежать такие проблемы- здоровее и дешевле будет купить цмфру импульс Axe-FX или Kemper. Я настроился на то что бы иметь такой прибор- Жду новый Line- он будет-типа дешевле Axe-FX - если не понравится - придется купить Axe-FX или Kemper. :)
Александр
25 сентября 2015, 10:18
Эту статью можно было бы публиковать с подзаголовком: "То, о чем все давно думают, но боятся сказать вслух" .))