Часто возникают вопросы, на какой аппаратуре лучше заниматься, как записываться, можно ли играть в процессор и тому подобные. Решил наконец написать небольшой материал на эту тему.

Начать я бы хотел вот с чего. Задайте сами простой вопрос: какую цель преследует оборудование в конечном итоге. Этот вопрос, будучи как следует обдуманным, практически полностью определяет дальнейший выбор, останется только немного определиться с деталями.

Давайте рассмотрим варианты ответов на него. Одна из наиболее часто встречающихся целей — просто получить удовольствие. Далеко не все пишут гитары в фонограммы, мало кто преподает, мало кто занимается и записывает себя для самоконтроля: большинству людей просто хочется получить приятные эмоции после работы. Что в этом случае? Лично я бы выбрал комбо, а еще лучше — голову с кабинетом. Чисто эстетически это мне очень приятно: башка со светящимися сзади лампами, огромный кабинет 4x12, а лучше — два, поставленные друг на друга. Ну и ладно, что включить на все 100 ватт не получится (даже на 20, скорее всего): так или иначе встанешь с ним — и вот оно! Звук приятно толкает под дых, мясо, рокенрол, закрыл глаза — и типа на Уэмбли стоишь :) Понятно, что все зависит от бюджета, поэтому тут приходится выбирать, но в общем и целом я бы выбирал то, что красиво выглядит, приятно звучит и будет радовать душу.

Но в этой статье все же я бы хотел поговорить о более утилитарных функциях оборудования, ведь как правило именно для этих функций народ выбирает нужные девайсы, ломает копья на форумах и выясняет, что же есть труЪ, а что — не очень.

Прежде всего хотелось бы коснуться самого распространенного вопроса: стоит ли покупать процессор? Я не знаю, кто, но когда-то некий сумрачный гений выдумал абсолютно адский миф о том, что де процессор съедает динамику, и в него само все играет, а вот если ты включишься в ламповый усилитель — тут-то все выплывет наружу и будет понятно, ху из ху.

Мне кажется, этот миф пошел примерно из тех времен, когда я начинал играть на гитаре. Тогда не было таких приборов, как Line6 POD HD и подобных, я уж молчу о монстрах типа Axe-FX или Kemper. Тогда массово были распространены процессоры Digitech, начинали завоевывать рынок первые ПОДы, пионерия массово шпарила на мыльницах типа Zoom 505.

Отличительной чертой того времени было, собственно, использование этих процессоров. Если вы сегодня попробуете найти различные записи концертов того времени, где гитарист играл через проц, или даже студийные записи, то очень часто можно услышать как раз то, какие звуки получались на выходе из волшебных коробочек.

Немудрено, что большинство народу в первую очередь прельщались тому, что в одной коробочке или плите наличествует сразу и фузз (часто не проводились какие-либо различия между овердрайвом, дисторшном и так далее, фузз — он фузз и есть :), и квакушка, и питч, и хорус, фленджер, дилей, ревер, компрессор, драм-машина еще вдобавок, лупер и так далее. Раньше надо было все это собирать педальками, а тут — вон оно, в одном флаконе. Кстати, на те времена о производителях помимо Boss и Ibanez знали очень немногие, то есть дисторшны — они подразумевались в основном одни и те же (от Босса в основном), максимум — были адепты или даже обладатели старых труЪ-боссов.

А тут — раздолье! И в этот момент происходило страшное: зачастую в звук добавлялось сразу все. Это как голодал человек, и тут дорвался — давай пихать в себя все, что видит. Таким образом, очень часто звук из процессора подразумевал собой адский гейн, компрессию, сверху клался какой-нибудь фейзер, еще и хорус до кучи, все это жирно намазывалось длиннющим дилеем и сверху гулял просто дичайший «холл» (да, как правило, вместо слова «реверб» говорили «холл», есть даже прикол такой: «добавь мне холла сверху, только без ревера»).

Какое же было удивление, когда включившись в какой-нибудь комбик, внезапно все многообразие звука пропадало, более того, еще и внезапно вся та грязища, которая была похоронена в каньоне дикого ревера, вдруг оказывалась буквально перед тобой.

Те, кто годами играл на таких адских звуках из модного «Дигитеча», испытывали очень и очень нехилый удар, услышав свою игру напрямую без украшательств. И сколько я ни читал соответствующих статей или общался на эту тему — ни один человек ни разу не высказал предположение: а может, мы просто неправильно что-то делали? Нет, вместо этого четко выносился вердикт: процессоры — зло, они все компрессируют, они убивают динамику, в них играть легче, лампа — она по-настоящему все покажет.

Им естественно поддакивали как собратья по цифровой мазне, так и ламповые снобы: да-да, знаем мы ваш пластмассовый звук, говорили мол вам, и вот — доигрались, теперь учиться будете заново, не то что мы — играли в лампу и будем играть.

Естественно, как и любой миф, если его продавливать какое-то время, это убеждение в один момент должно было войти в самоподдерживающуюся фазу — и действительно, народ до сих пор с некоторой опаской относится к процессорам.

Кстати, где-то совсем недавно видел характеристики звуковой карты типа древнейшей Sound Blaster Pro (совсем молодежь наверняка даже не знает о такой), и упоминание о том, что ее возможности воспринимаемого диапазона громкостей перекрывали динамический диапазон симфонического оркестра.

Прогресс не стоит на месте, и производители процессоров в погоне за баблом покупателей все время стараются переплюнуть друг друга, и так как количеством эффектов уже никого не удивишь, как в свое время никого нельзя было удивить китайскими картриджами для Денди типа «1000 in 1», то и борьба перешла в плоскость всяких цифр: битности там, дискретизации, тыры-пыры пассатижи.

В результате оказалось, что даже бюджетные любительские устройства ценой 200-300 долларов обладают характеристиками, которые позволяют работать с гитарным звуком и при этом вообще не париться о его сохранности. Нет, никто не говорит про звук: очевидно, что пластмасска ценой в 300 баксов не даст звука, который можно купить на 3000. Понятно, что звучать она будет похуже, усилители и кабы эмулировать проще, модных фич типа подгружаемые импульсы, не будет и так далее. Но динамика никуда не сожрется, частоты не схаваются и выходной звук будет в принципе достаточно точным отображением того, что делают ваши руки. Как руль жигулей в руках водителя: сложно ожидать, если человек ездит на жигуляторе как идиот, то после пересаживания его в крузак он будет ездить лучше. Живые примеры — они вон, на дороге все, идиотов хватает за рулем абсолютно всех моделей машин. Оно же все справедливо и наоборот: если прилично ездишь на крузаке, то сложно представить, что в жигулях ты сразу превратишься в имбицила. Но комфорт и прочие характеристики транспортного средства — да, будут несравнимо хуже.

Я помню, как несколько лет назад на гитарном форуме в разговоре про трушность или нетрушность цифры я записал в компьютер напрямую небольшую гитарную партию и обработал чисто софтовыми средствами, получив просто обычный чистый звук. После этого я попросил, что если вдруг где-то у меня схавана динамика, то пусть любой из облатаделей и яростных защитников лампы запишет такой же кусок, в котором будет ощутимо слышна разница по динамике. Ну, нетрудно догадаться, что ни одной записи я так и не услышал :) Это очевидно: одно дело — трепать и брызгать слюной, доказывая свою правоту, а совсем другое — взять гитару и посмотреть-показать, как оно на самом деле.

Сегодня я этот же опыт могу проделать на какой-нибудь Yamaha THR5: а чего, объявить конкурс, тот, кто порвет мой вариант записи по динамике, тот эту ямаху себе и заберет. Нормально!

Так вот, по моему глубочайшему убеждению, испортить себе руки, звукоизвлечение или что-то там еще, как это утверждают форумные теоретики, невозможно. Если заниматься в более-менее приемлемый аппарат (а таковым является тот же THR при своей мизерной цене), то никаких проблем не будет: все слышно, все отображается ровно так, как вы играете.

Гораздо большее значение имеет сам звук, который вы отруливаете. Если речь о занятиях, а не о получении удовольствия, то все эффекты сразу в топку. Перегруз во многих случаях понадобится (вопреки еще одному застарелому совковому мифу о том, что якобы заниматься надо на чистом звуке), однако его должно быть весьма немного. Плюс тональные характеристики: не скупитесь на верхние частоты. Верх — это ваша информация об атаке, о точности взятия ноты и так далее, без верха вы будете слышать себя будто бы через беруши, а через это точность вашей оценки своей игры будет значительно ниже.

Кстати, уровень гейна для занятий я подбираю примерно так: выкручиваю громкость на гитаре в минимум — в то положение, когда звук еще есть, но стоит еще немного повернуть ручку против часовой, и звук уже исчезнет. После этого я уже кручу ручку гейна, чтобы при максимально легкой атаке по струнам получить чистый звук. Лучше всего слышно на легчайшем взятии какого-нибудь аккорда.

Вернув громкость на гитаре в максимум, вы получите перегруз не очень сильный, но достаточный для того, чтобы достать и усилить все мелкие помарки и грязь (на чистом звуке они могут быть не слышны: помните о том, что дисторшн — это сильный компрессор), и в то же время не замылить все до нечитаемого состояния. В итоге будет четкий, очень сухой и информативный звук. Для отработки легато на начальных уровнях можно немного прибавить гейна (процентов на 20 от всей шкалы), чтобы быстрее наработать необходимые навыки.

Таким образом, решающей разницы при таком звуке между процессором и усилителем не будет. Решающей — это значит оказывающей ощутимое воздействие на качество ваших занятий. Все разговоры о пластмассовости, цифровом мыле и прочем можно оставить для теоретиков: они не играют на гитарах, поэтому у них значительно больше возможностей для ведения таких дискуссий.

Что касается записи, тут цифровые приборы тоже могут оказать неоценимую помощь. Все дело в том, что для более-менее адекватной записи усилителя понадобится микрофон. Даже самый дешевый динамический микрофон со встроенным предусилителем и подключаемый напрямую через USB обойдется примерно в 100 долларов. Помимо этого, нужно будет научиться его ставить, чтобы он ловил именно звук усилителя, а не комнату, шумы и прочие артефакты. Если микрофон обычный динамический или конденсаторный — придется купить аудио-интерфейс со встроенными или отдельными микрофонными предусилителями. Плюс научиться всем этим добром пользоваться.

Есть усилители со специальным выходом, типа, уже со спикерэмуляцией. Сколько я ни слышал таких изобретений — все они звучали тошнотворно. Сложно ожидать от обычной электрической схемки, как-то еле-еле имитирующей АЧХ динамика, что она выдаст приличный звук. Я напоминаю, что сейчас речь идет только о занятиях, а не о записи гитары студийного качества, но порой даже для занятий и самопроверки потом по записям бывает невозможно использовать встроенные кабинетуляторы. А это значит, что нужно каким-то образом (если нет микрофона) взять линейный сигнал с усилителя, а потом обработать его импульсами через какой-нибудь плагин типа Waves IR-1, Space Designer и др. А это в свою очередь означает, что импульсы надо где-то взять (купить или для адептов воровства — скачать), плагин — поставить, опять же научиться всем этим пользоваться.

Поэтому если нет всей этой имеющейся инструментальной базы и опыта работы с ней, а нужно что-то купить для занятий — проще купить прибор, который избавит от всего этого.

Ну что касается записи, то такими вещами занимаются уже те, кому мои советы не нужны. В защиту цифры стоит еще упомянуть, что большинство из известных мне сегодня коллег на российском рынке спокойно пишет гитару и концертирует с цифровыми приборами, правда, топового уровня, но тем не менее. Как я и думал лет 10 назад, сегодня цифра пришла к тому, что дает звук, по качеству ничем не уступающий записанной лампе.

В свое время, когда у меня был дорогущий ламповый преамп, оконечник, пара кабов, несколько микрофонов, преампы, аудио-интерфейсы и прочее, мне так и не удалось получить хороший звук на запись. Можно, конечно, списать на руки, но это мне не удавалось на протяжении лет семи, равно как это не удавалось и никому из моих знакомых, кто пытался записать гитару дома. А потом я купил Axe-FX :) 

Что касается лично меня вообще, то для записи и для работы я использую Axe-FX II, а во время занятий, для преподавания и смежных задач у меня стоит все тот же THR, в который всегда можно быстро включиться и показать все то, что нужно.

Если кому-то покажется, что я наезжаю типа на аналоговый звук, то лучше, наверное, обратиться к врачу. Лампа, усилители, стеки и все такое — это очень круто. Для каких-то задач. Так выходит, что цифра сегодня — тоже очень круто. Причем для задач уже практически любых.