На уроках, в общении и при обсуждении гитарной и окологитарной тематики регулярно возникают вопросы: почему у нас нет гитаристов мирового уровня? Как Беттенкурты, Гилберты и Ваи научились играть и делать то, для чего мы же вынуждены считать всякие миллисекунды и прочее?  Каким бы странным это не показалось, даже эти два вопроса являются по сути одним большим вопросом: почему у нас не так, как у них? Мое мнение на этот счет вот какое.

Я считаю электрогитару американским национальным музыкальным инструментом. Первые электрогитары сделали у них, первые усилители соответственно тоже сделали у них, соответственно первыми на этих гитарах начали играть они же. Потом весьма успешно подтянулись и англичане, но основная движуха все равно находилась на североамериканском континенте. Если мы проанализируем, что же за музыку играли на первых электрогитарах, то увидим, что основой были такие стили, как кантри, блюз и джаз. Уже от них начался рокнролл и впоследствии все остальные производные стили, на этих же началах основывается и американская поп-культура, и рокнролл с его продолжениями являются неотъемлемой его частью.

Я не являюсь музыкальным историком и несильно подкован в теоретической части касаемо жанров и направлений, однако согласно моим знаниям все это выглядить примерно таким образом. А откуда взялись эти самые основы? Кантри — музыка белых американских переселенцев, преимущественно — в западные и южные части страны. Блюз берет начало от негров, буквально вчерашних рабов с хлопковых плантаций. Собтвенно, и джаз берет свои основы в африканской культуре.

Как нетрудно догадаться, ни черных рабов, ни западноевропейских переселенцев в России массово никогда не было. Влияния на нашу культуру они не оказывали, мы развивались совсем другим путем, на другом фольклоре и традициях. Однако именно в Америке все вышеперечисленное начало бурлить и перемешиваться, постепенно рождая все то, чем богата американская музыкальная культура.

Пентатоника, так называемая блюзовая нота, все эти подтяжечки, мелизмы и прочее — все это, даже будучи сыгранным в самом адском металле, берет начало и встречается в том же блюзе. Острое влияние кантри — точно также, начиная от манеры исполнения вокальных партий и заканчивая разными гитарными проходами. Например, очень много кантревых штук использовал Джейсон Беккер, да и вообще очень любил пробежаться по традиционным фишкам. 

На что же это влияет в конечном итоге? Представим себе некоего паренька, растущего в любом практически городе США. Кстати, если почитать биографии артистов и истории коллективов, то практически везде становление будет выглядеть примерно так, как я хотел бы сейчас описать.

Так вот, мы растем в каком-то городе. Внезапно, лет эдак в 7-8, нам по радио попадается трек Джими Хендрикса, или Элвиса, или Дорз, или кого блин угодно. Нас зверски торкает от звука гитары и мы начинаем скакать по дому со шваброй. Обратите внимание, что эти артисты — одни из популярнейших в свое время, что автоматически подразумевает плотность ротации на радио, например. На кого мы попадем сегодня, живя в России и включив радио? Это будет шансон, либо отечественная попса, либо дыц-дыц-дыц, в крайнем случае мы может быть наткнемся на радио «Рок». Сколько раз вы, садясь в такси, слышали именно его? Я уверен, что в основном вы слышали как раз остальные радиостанции. Какая музыка играет в вашем спортзале? Что звучит из окна соседа? Уж не Лед Зеппелин ли? Не думаю.

Собственно, в детстве вас воткнул Хендрикс. Эти детские впечатления — они являются мощнейшими силами, формирующими восприятие музыки и всей культуры вокруг нее в целом. Если в детстве вас зацепит песня хриплого мужика про севера и ментов — на музыку вы скорее всего будете смотреть абсолютно иначе, нежели запав на «Little Wing». И оценивать музыку вероятно будете сильно иначе: больше будет интересовать текст, чтобы сука за душу взяло, и ваще музыка для мужиков, не стыдно в под капотом нексии рядом с гаражами поковыряться с мужиками под пивко.

И вот используя эти представления на данный момент о том, как должна выглядеть музыка и артист, ее исполняющий, вы начинаете попытки ее копировать. Возможно, вы разживетесь гитарой — это может произойти как в России на почве увлечения Сектором Газа, так и в Америке на фоне совсем других пристрастий. Что как правило делают американские детишки? Как правило находится какой-нибудь двоюродный дядя, показавший пару аккордов или даже давший несколько уроков. Окажется, что в школе есть какой-то коллектив, исполняющий популярные песни и чел начинает ходить, слушать и приставать к ним со своими вопросами. В конечном итоге он находит таких же, как он, и они сколачивают первую Группу. Так как культурный фон примерно одинаковый, то найти сподвижников для игры в том или ином стиле, судя по истории, особого труда не составляет. Но тут начинается самое интересное.

Да, они так же ковыряются по гаражам или каким-то сараям, где «репетируют». Однако вокруг них всегда полно местечковых, но уже прилично играющих музыкантов и групп, родственников и знакомых, с кем можно пообщаться на заданную тему или даже поиграть. Из условной сотни детворы квартала, кто изображает игру на гитаре, окажется один, у которого увлечение будет сильнее всех, слух будет изначально развит лучше всех и наглости будет также больше всех, чтобы доставать всех со своей гитарой, совместными «джемами» и просьбами что-нибудь показать.

Это условный один так или иначе начинает прогрессировать по описанным выше причинам. Потом оказывается, что в районе есть самая крутая группа, где играют самые крутые парни и вокруг них всегда полно телок. Естественно, в период интенсивного созревания это является сильнейшим стимулом, наряду с естественным желанием доминирования и прочими комплексами. Чел стремится в эту группу попасть и ошивается вокруг нее. Таких одаренных чуваков, крутящихся вокруг этих районных звезд, будет условно сотня на округ, и одному из них по случаю предложат поиграть, так как гитарист внезапно сменил школу/посрался с мега-лидером-вокалистом/сторчался и т. п. Стечение обстоятельств, наличие соответствующей культурной движухи вокруг плюс некие достаточные на данном этапе навыки — это то, что позволит этому одному вырваться немножко дальше вперед. Остальные 9999 человек останутся за бортом истории.

Играет этот чел со своей школьной группой, но есть еще самая крутая группа округа — они даже выступали целых два раза в какой-то рыгаловке! Естественно, всем очень хочется туда попасть, и наш чел, может быть вместе со своей школьной группой, начинает отираться где-то рядом. Объявления в газетах, на столбах и так далее — на условную сотню гитаристов, играющих в школьных группах, одного по стечению обстоятельств пригласят поиграть или просто прослушаться в какую-то районную команду. Остальные 999999 опять же останутся за бортом.

И так далее и тому подобное — там уже подписания мелких контрактов на выпуск никому не нужных альбомов на кабальных условиях, потом прослушивания к местным артистам или группам, потом выход на уровень штата, выше-выше-выше — и вот наш пацан к 20 годам попадает к Ковердейлу. Условно говоря.

Как он научился при этом играть? Не было компьютеров, никто не мерял миллисекунды и прочие углы и постановки. Да это самый настоящий естественный отбор: сначала из сотни был один, кто хоть что-то мог изобразить, потом ему, скажем, барабанщик посоветовал мочить по струнам резче, потому что так звучит вроде круче, он попробовал — понравилось, продолжил так играть. Потом в чуть более продвинутой команде басист сказал, что он где-то слышал, что бочка, бас и гитара должны играть одновременно и тогда будет круто — у одного гитариста получилось, а в других группах не получилось, или басист такого не сказал, или глухие все оказались и так далее.

Слух, упорство и стечение обстоятельств — все это и сделало тех звезд, которых мы знаем, таковыми. Сомневаетесь — добро пожаловать в биографии. Причем стечение обстоятельств не следует недооценивать. Например, была информаци о том, что именно Стив Вай уговорил руководство звукозаписывающей компании подписать контракт на запись альбома с Сатриани: Стив, уже чего-то добившись и заработав имя и репутацию, видел, что его друг и немножко учитель при этом никому не нужен. И именно благодаря ему Сатриани записал свой первый альбом, с которого собственно и начался Сатриани как явление в музыкальном мире. Кто знает, окажись Стив не таким преданным товарищем, не найдя правильных слов в разговоре с руководителями, знали бы мы о таком человеке, как Сатриани? И таких случаев — просто масса.

Что же происходит у нас? Соответствующая культура у нас развита значительно слабее. С электрогитарами народу меньше, групп меньше, клубов меньше — всего меньше. Если с упорством все может быть вполне в порядке, то элементарно возможностей подловить и ухватить за причинное место его величество случай — гораздо меньше. Да и слух наш будет развиваться, скорее всего, сильно иначе, поскольку звуки шансончика и унца-унца будут значительно привычнее и комфортнее, нежели вопли Роберта Планта. Даже чего-то добившись, сидя дома с гитарой, шансов куда-то высунуться тоже меньше: сколько клубов в огромной Москве вы знаете, куда можете взять и прямо сейчас прийти с гитарой, чтобы сыграть пару джемов?

Собственно, во время уроков мы именно потому замеряем миллисекунды и слушаем всякие рассинхроны-аритмии и подобное. В Америке мы будем знать Гилберта потому, что он был один-единственный из тех миллионов, кому на прослушивании сказали «сыграй плотнее» и он смог (случайно или нет — дело десятое) сыграть точно в барабаны. Или кому барабанщик об этом сказал во время совместного джема. Моя задача как преподавателя — не отсеивать, ища одного ученика на миллион, который сможет сыграть ровно, если его просто об этом попросить. Моя задача из сотни человек хотя бы за счет всяких измерялок и замедлялок заставить сыграть как надо минимум половину, а лучше — вообще всех.

У нас полно гитаристов с мировым техническим уровнем. У которых есть понимание, как нужно играть на электрогитаре. Но кому практически нереально приложить свои навыки куда-то помимо нашей музыкальной культуры, которая сильно отличается от той, растущей инструменте под названием «электрогитара». Мы не являемся представителями или носителями той культуры, мы скорее мутанты, вопреки нашему культурному фону выросшие вот такими, сильно отличающимися от остальных. Мы — как негры, играющие на балалайках.