Негры, играющие на балалайках
На уроках, в общении и при обсуждении гитарной и окологитарной тематики регулярно возникают вопросы: почему у нас нет гитаристов мирового уровня? Как Беттенкурты, Гилберты и Ваи научились играть и делать то, для чего мы же вынуждены считать всякие миллисекунды и прочее? Каким бы странным это не показалось, даже эти два вопроса являются по сути одним большим вопросом: почему у нас не так, как у них? Мое мнение на этот счет вот какое.
Я считаю электрогитару американским национальным музыкальным инструментом. Первые электрогитары сделали у них, первые усилители соответственно тоже сделали у них, соответственно первыми на этих гитарах начали играть они же. Потом весьма успешно подтянулись и англичане, но основная движуха все равно находилась на североамериканском континенте. Если мы проанализируем, что же за музыку играли на первых электрогитарах, то увидим, что основой были такие стили, как кантри, блюз и джаз. Уже от них начался рокнролл и впоследствии все остальные производные стили, на этих же началах основывается и американская поп-культура, и рокнролл с его продолжениями являются неотъемлемой его частью.
Я не являюсь музыкальным историком и несильно подкован в теоретической части касаемо жанров и направлений, однако согласно моим знаниям все это выглядить примерно таким образом. А откуда взялись эти самые основы? Кантри — музыка белых американских переселенцев, преимущественно — в западные и южные части страны. Блюз берет начало от негров, буквально вчерашних рабов с хлопковых плантаций. Собтвенно, и джаз берет свои основы в африканской культуре.
Как нетрудно догадаться, ни черных рабов, ни западноевропейских переселенцев в России массово никогда не было. Влияния на нашу культуру они не оказывали, мы развивались совсем другим путем, на другом фольклоре и традициях. Однако именно в Америке все вышеперечисленное начало бурлить и перемешиваться, постепенно рождая все то, чем богата американская музыкальная культура.
Пентатоника, так называемая блюзовая нота, все эти подтяжечки, мелизмы и прочее — все это, даже будучи сыгранным в самом адском металле, берет начало и встречается в том же блюзе. Острое влияние кантри — точно также, начиная от манеры исполнения вокальных партий и заканчивая разными гитарными проходами. Например, очень много кантревых штук использовал Джейсон Беккер, да и вообще очень любил пробежаться по традиционным фишкам.
На что же это влияет в конечном итоге? Представим себе некоего паренька, растущего в любом практически городе США. Кстати, если почитать биографии артистов и истории коллективов, то практически везде становление будет выглядеть примерно так, как я хотел бы сейчас описать.
Так вот, мы растем в каком-то городе. Внезапно, лет эдак в 7-8, нам по радио попадается трек Джими Хендрикса, или Элвиса, или Дорз, или кого блин угодно. Нас зверски торкает от звука гитары и мы начинаем скакать по дому со шваброй. Обратите внимание, что эти артисты — одни из популярнейших в свое время, что автоматически подразумевает плотность ротации на радио, например. На кого мы попадем сегодня, живя в России и включив радио? Это будет шансон, либо отечественная попса, либо дыц-дыц-дыц, в крайнем случае мы может быть наткнемся на радио «Рок». Сколько раз вы, садясь в такси, слышали именно его? Я уверен, что в основном вы слышали как раз остальные радиостанции. Какая музыка играет в вашем спортзале? Что звучит из окна соседа? Уж не Лед Зеппелин ли? Не думаю.
Собственно, в детстве вас воткнул Хендрикс. Эти детские впечатления — они являются мощнейшими силами, формирующими восприятие музыки и всей культуры вокруг нее в целом. Если в детстве вас зацепит песня хриплого мужика про севера и ментов — на музыку вы скорее всего будете смотреть абсолютно иначе, нежели запав на «Little Wing». И оценивать музыку вероятно будете сильно иначе: больше будет интересовать текст, чтобы сука за душу взяло, и ваще музыка для мужиков, не стыдно в под капотом нексии рядом с гаражами поковыряться с мужиками под пивко.
И вот используя эти представления на данный момент о том, как должна выглядеть музыка и артист, ее исполняющий, вы начинаете попытки ее копировать. Возможно, вы разживетесь гитарой — это может произойти как в России на почве увлечения Сектором Газа, так и в Америке на фоне совсем других пристрастий. Что как правило делают американские детишки? Как правило находится какой-нибудь двоюродный дядя, показавший пару аккордов или даже давший несколько уроков. Окажется, что в школе есть какой-то коллектив, исполняющий популярные песни и чел начинает ходить, слушать и приставать к ним со своими вопросами. В конечном итоге он находит таких же, как он, и они сколачивают первую Группу. Так как культурный фон примерно одинаковый, то найти сподвижников для игры в том или ином стиле, судя по истории, особого труда не составляет. Но тут начинается самое интересное.
Да, они так же ковыряются по гаражам или каким-то сараям, где «репетируют». Однако вокруг них всегда полно местечковых, но уже прилично играющих музыкантов и групп, родственников и знакомых, с кем можно пообщаться на заданную тему или даже поиграть. Из условной сотни детворы квартала, кто изображает игру на гитаре, окажется один, у которого увлечение будет сильнее всех, слух будет изначально развит лучше всех и наглости будет также больше всех, чтобы доставать всех со своей гитарой, совместными «джемами» и просьбами что-нибудь показать.
Это условный один так или иначе начинает прогрессировать по описанным выше причинам. Потом оказывается, что в районе есть самая крутая группа, где играют самые крутые парни и вокруг них всегда полно телок. Естественно, в период интенсивного созревания это является сильнейшим стимулом, наряду с естественным желанием доминирования и прочими комплексами. Чел стремится в эту группу попасть и ошивается вокруг нее. Таких одаренных чуваков, крутящихся вокруг этих районных звезд, будет условно сотня на округ, и одному из них по случаю предложат поиграть, так как гитарист внезапно сменил школу/посрался с мега-лидером-вокалистом/сторчался и т. п. Стечение обстоятельств, наличие соответствующей культурной движухи вокруг плюс некие достаточные на данном этапе навыки — это то, что позволит этому одному вырваться немножко дальше вперед. Остальные 9999 человек останутся за бортом истории.
Играет этот чел со своей школьной группой, но есть еще самая крутая группа округа — они даже выступали целых два раза в какой-то рыгаловке! Естественно, всем очень хочется туда попасть, и наш чел, может быть вместе со своей школьной группой, начинает отираться где-то рядом. Объявления в газетах, на столбах и так далее — на условную сотню гитаристов, играющих в школьных группах, одного по стечению обстоятельств пригласят поиграть или просто прослушаться в какую-то районную команду. Остальные 999999 опять же останутся за бортом.
И так далее и тому подобное — там уже подписания мелких контрактов на выпуск никому не нужных альбомов на кабальных условиях, потом прослушивания к местным артистам или группам, потом выход на уровень штата, выше-выше-выше — и вот наш пацан к 20 годам попадает к Ковердейлу. Условно говоря.
Как он научился при этом играть? Не было компьютеров, никто не мерял миллисекунды и прочие углы и постановки. Да это самый настоящий естественный отбор: сначала из сотни был один, кто хоть что-то мог изобразить, потом ему, скажем, барабанщик посоветовал мочить по струнам резче, потому что так звучит вроде круче, он попробовал — понравилось, продолжил так играть. Потом в чуть более продвинутой команде басист сказал, что он где-то слышал, что бочка, бас и гитара должны играть одновременно и тогда будет круто — у одного гитариста получилось, а в других группах не получилось, или басист такого не сказал, или глухие все оказались и так далее.
Слух, упорство и стечение обстоятельств — все это и сделало тех звезд, которых мы знаем, таковыми. Сомневаетесь — добро пожаловать в биографии. Причем стечение обстоятельств не следует недооценивать. Например, была информаци о том, что именно Стив Вай уговорил руководство звукозаписывающей компании подписать контракт на запись альбома с Сатриани: Стив, уже чего-то добившись и заработав имя и репутацию, видел, что его друг и немножко учитель при этом никому не нужен. И именно благодаря ему Сатриани записал свой первый альбом, с которого собственно и начался Сатриани как явление в музыкальном мире. Кто знает, окажись Стив не таким преданным товарищем, не найдя правильных слов в разговоре с руководителями, знали бы мы о таком человеке, как Сатриани? И таких случаев — просто масса.
Что же происходит у нас? Соответствующая культура у нас развита значительно слабее. С электрогитарами народу меньше, групп меньше, клубов меньше — всего меньше. Если с упорством все может быть вполне в порядке, то элементарно возможностей подловить и ухватить за причинное место его величество случай — гораздо меньше. Да и слух наш будет развиваться, скорее всего, сильно иначе, поскольку звуки шансончика и унца-унца будут значительно привычнее и комфортнее, нежели вопли Роберта Планта. Даже чего-то добившись, сидя дома с гитарой, шансов куда-то высунуться тоже меньше: сколько клубов в огромной Москве вы знаете, куда можете взять и прямо сейчас прийти с гитарой, чтобы сыграть пару джемов?
Собственно, во время уроков мы именно потому замеряем миллисекунды и слушаем всякие рассинхроны-аритмии и подобное. В Америке мы будем знать Гилберта потому, что он был один-единственный из тех миллионов, кому на прослушивании сказали «сыграй плотнее» и он смог (случайно или нет — дело десятое) сыграть точно в барабаны. Или кому барабанщик об этом сказал во время совместного джема. Моя задача как преподавателя — не отсеивать, ища одного ученика на миллион, который сможет сыграть ровно, если его просто об этом попросить. Моя задача из сотни человек хотя бы за счет всяких измерялок и замедлялок заставить сыграть как надо минимум половину, а лучше — вообще всех.
У нас полно гитаристов с мировым техническим уровнем. У которых есть понимание, как нужно играть на электрогитаре. Но кому практически нереально приложить свои навыки куда-то помимо нашей музыкальной культуры, которая сильно отличается от той, растущей инструменте под названием «электрогитара». Мы не являемся представителями или носителями той культуры, мы скорее мутанты, вопреки нашему культурному фону выросшие вот такими, сильно отличающимися от остальных. Мы — как негры, играющие на балалайках.
31 Комментарий:
Alex
13 мая 2016, 08:52
Все верно.
Есть еще пара абсолютно бытовых нюансов.
Во-первых, доступность инструментов у нас. Ей не так уж много лет. Вспомните процесс покупки гитары, скажем, в середине 90х. Не в Москве, для большего эффекта. И соотношение цен к доходам. Это сейчас я могу пойти и просто купить чаду в магазине первую гитару, с приличным выбором, и не взорвать этим семейный бюджет на квартал вперед...
Второй момент - пресловутые гаражи. Для них это практически норма (процент населения, имеющий частный дом несопоставим с таковым у нас). То есть доступность "репбаз". А это тянет за собой такой интересный момент: мое дитё, скажем, возжелало быть новым Mike Portnoy. И я только ЗА, и даже согласен спонсировать покупку первой установки. Вот только мы живем в многоквартирном доме. Думаю, дальше все всё поняли...
НосительИстины
14 мая 2016, 01:04
Любопытно стало, как же немцы и японцы без гаражей обходятся? Видать, что-то не так в этой жизни делают.) Но вот может всё дело в таланте, как говорят - настоящий талант всегда дорогу найдёт. Как то так.
Павел Забуруев
14 мая 2016, 02:50
Alex, ну тут, на мой взгляд, следует еще понимать, что прелести в духе собственного гаража или дома доступны далеко не всем американцам. Скажем, негры из проджектов точно такого не смогут :)
Alex
14 мая 2016, 09:06
За немцев не знаю. А в Японии основной двигатель - школьные "кружки". Практически каждый ребенок посещает кружок после уроков. Желающие - музыкальный. И в кружке есть все, что нужно. От инструментов до соревнований\концертов. И даже учитывая такую массовость их занятий, я ниасилил вспомнить ни одной японской группы или гитариста. А известных американцев назовет каждый, сходу, десятки. Так что я не прозреваю массового нашествия японских талантов
Alex
14 мая 2016, 09:46
Павел, да, не у всех есть гараж. Некоторые вообще живут в трейлерах. :)
А вот что там еще есть важного для означенной темы, так это любовь к своему. Там принято уделять много внимания "местному". Например, местная кантри группа в пределах городка\округа\штата может иметь на порядок больше популярности, чем "центральная" и знаменитая. Это здорово поддерживается "децентрализованностью" СМИ. Там масса "местечковых" радиостанций и студий, которые берут в ротацию "местных" и записывают их. Поэтому в сравнении с нами там есть "ступенчатая" структура музыкальной карьеры - местное радио\площадки для выступлений\студия -> более крупные -> транснациональные гигантские лэйблы. У нас в этом плане разрыв - то есть желаешь быть в ротации\известным\играть перед более чем аудиторией мелких клубов дома - нужно сразу как-то попасть в "центральный шоу-биз". Хотя, справедливости ради, сейчас ситуация сильно улучшается потому что появился инет с его ютубами. И при желании можно самому "попасть на глаза" публике.
НосительИстины
14 мая 2016, 19:41
Alex, ну как же, у Гилберта и Фридмана спроси.) Первый прётся с Акиры Такасаки из ВИА loudness, которые весьма известны, успешно колесят по Европам и Америкам. Там даже Вескера (экс Мальм) у микрофона засветился.
А Марти очень советует X Japan, эти у себя целые стадионы собирают. Можно ещё глянуть с кем Марти в Японии тусуется.) Да тысячи их там, но многие не выездные, наверно за ненадобностью. Пиратства нет, да и на родине народу на концерты достаточно ходит.
Павел Забуруев
14 мая 2016, 20:05
Стас Михайлов тоже собирает по три раза подряд БКЗ «Октябрьский» и даже ездит за рубеж с концертами. Без шуток.
Alex
14 мая 2016, 20:32
Ну в таком разрезе у нас есть Виктор Смольский, который играл в весьма известной в свое время Rage.
А тысячи их "там"... так у нас местных, известных только в стране тоже полно. Ария там, со всеми отростками и еще вагон.
НосительИстины
14 мая 2016, 22:15
У Стаса муз направление несколько иное, как тут можно сравнивать? Или его тоже Марти советует?)
Alex, Витя не совсем наш - у нас другой Витя есть.) Что ещё за разрез? Звучит так, будто Смольский плохой гитарист.
Местных - это каких? Ария...на ней обычно всё заканчивается. А ещё чего-нибудь вспомнишь?
Хм, Смольский-Ария, ой, что-то уже в технический раздел потянуло)
Alex
15 мая 2016, 20:53
В разрезе "колесит по миру и известен". А чем он не наш? Тем, что мы родились и выросли в одной стране, а потом он уехал? Так можно и Фридмана записать в расовые японские гитаристы.
Кроме Арии у нас из "собирающих" нормальные аудитории есть сходу всякие аматори и прочие луны.
Да и направление... На гитаре не только митол рубят. И вот кстати о митоле. Я тут некоторое время назад увидел некий наш Demon Project. И они весьма интересные, и при должной раскрутке могли б быть вполне известными.
Про технический раздел не понял.
НосительИстины
16 мая 2016, 11:45
Как чем? "Ви́ктор Дми́триевич Смо́льский (белор. Віктар Дзмітрыевіч Смольскі; 1 февраля 1969, Минск)."
У нас другой Виктор есть.)
Хорошо, давай иначе, как и чем измерить популярность/известность коллектива? Продажами дисков/пластинок? Конечно, нынче это уже не так актуально, как в 80-х. Или же мерить известность японских ВИА исключительно на территории РФ?) Не знаю, как ещё. Или же будем мерить техническую состоятельность и потенцию гитаристов?)
Ну давай по продажам, что у аматори и этих "прочих" с продажами? Миллионники? Или может их гитаристы очень уважаются на Западе и сравниваются с кем-то вроде Ван Халена?
Вот у Арии наверно получше с этим, не смог найти инфу с первой попытки.)
Конечно, не только митол.)
Юрий
16 мая 2016, 14:15
А как же Финляндия? Страна с огромным количеством крутейших музыкантов около-роковых стилях. У них же тоже не было негров, латиносов и т.д. И при этом они смогли соединить этническую финскую музыку и рок с металлом в один стиль, и выйти с этим стилем на мировой уровень. Почему же Финляндия смогла, а находящаяся рядом Россия, у которой с Финляндией гораздо больше общего чем с Америкой, так и не может? Да есть пара-тройка групп, которые пытаются, но по сравнению с финнами мы детский сад.
Павел Забуруев
16 мая 2016, 15:13
Назови хоть одного финского гитариста уровня хотя бы Дага Олдрича.
Alex
16 мая 2016, 18:18
Мерять продажи пластинок глупо, к сожалению. Любой, кто имеет хоть приблизительное представление о том как зарабатывают у нас музыканты это понимает. Так что я не вижу ничего измеряемого "в циферках" кроме наполняемости залов, их размера и регулярности выступлений.
Если говорить о признании, то я бы вспомнил, как пример, Левана Ломидзе. Он имеет весьма прекрасную прессу в Штатах и собирает там залы. И это выступая явно "на их территории", потому что Леван играет блюз.
Ответ про финнов весьма банален. Тридцать лет назад финны не перепродавали друг-другу пластинки из-под полы, рискуя иметь неприятные разговоры с офицерами КГБ. Слушали, учились, впитывали. Наивно думать, что всего через 20 лет после того как мы услышали\увидели новое мы в этом массово преуспеем. Это не революция, тут нельзя "взять почту, телеграф ...и в дамки". Нужно время. Банально нужно новое поколение, которое не будет слепо копировать, а будет выросшим с этой музыкой.
Павел Забуруев
16 мая 2016, 18:51
Не знаю, кто кому 30 лет назад что перепродавал, но что в Москве, что в глубинке, откуда я родом — у всех были разные зарубежные записи, все спокойно слушали и как-то не особо палились. Сдается мне, что это больше из серии легенд про злобных кгбшников, которые ездят и слушают, у кого какая музыка за дверью играет)
Зачастую этим оправдывается неумение играть, мол, а что вы таки хотите, нас вон как давили всю жизнь и вот вам результат. При этом в странах, где никакого КГБ не было, особого мега-роста гитаристов также не наблюдается)
Alex
16 мая 2016, 19:03
Ну может с цифрой 30 и словом "кгб" я погорячился. :) Но распространенность до распада Союза была минимальна. Я не говорю об относительно "разрешённом", типа итальянской поп-музыки. Но реально в свободной продаже никаких блэк саббат и сэкс пистолс не видать было.
Тут дело не в оправдании неумения. А в разнице между "у меня родители слушали Хендрикса и Спрингстина" когда я рос и "мои слушали Кобзона и Зыкину". Так идея понятнее выглядит? :)
Павел Забуруев
16 мая 2016, 19:06
Ничего себе распространенность минимальна — у моего отца еще в 70-х годах полно записей всяких было западных, лед зеппелинов там и т.п.
Павел Забуруев
16 мая 2016, 19:07
// Тут дело не в оправдании неумения. А в разнице между "у меня родители слушали Хендрикса и Спрингстина" когда я рос и "мои слушали Кобзона и Зыкину". Так идея понятнее выглядит? :)
Дык правильно — именно об этом в статье и написано :)
Alex
16 мая 2016, 19:19
Павел, я так из ваших "биографических" заметок здесь понял, что ваш отец несколько отличался вкусовыми пристрастиями от "среднего советского гражданина". И по косвенным признакам я думаю, что он был профессиональным музыкантом :) Так что это не сильно коррелирует со словом "распространенно". Так ведь? :)
Павел Забуруев
16 мая 2016, 19:41
Все правильно. Только оно было не распространено не по причине того, что злобные коммунисты все запрещали и всех, кто слушает блэк саббат, сразу топили в баржах, а потом расстреливали и отправляли потом на урановые рудники.
Просто что тогда, что сейчас — в массовом плане это несильно интересно, однако кто хотел — у того было все, как и сейчас.
НосительИстины
16 мая 2016, 20:03
Alex, Не вопрос, тогда не знаю, что тебе ещё предложить. Ты не мог вспомнить ни одной японской группы или гитариста. Я тебе дал наводку. Известны? Вполне.
Александр
16 мая 2016, 20:11
Мне кажется ещё очень важна экономическая составляющая. Чем больше доходы общества, тем больше людей могут позволить себе заниматься искусством и музыкой. Больше музыкальных коллективов - больше конкуренция - большее развитие. И в конечном итоге денег хватает даже на странные вещи - поддержания небольшой субкультуры професиональных гитаристов. В итоге мы видим, что субкультура виртуозов гитаристов развита и как - то влияет на весь мир, а большой субкультуры виртуозов на балалайках нет и нет предпосылок к её развитию. Возможно если бы было наоборот негры играли на балалайках и очень этим гордились))))
Alex
16 мая 2016, 20:37
"Просто что тогда, что сейчас — в массовом плане это несильно интересно, однако кто хотел — у того было все, как и сейчас."
Тут я не очень согласен. Массовое сильно определяется раскруткой, маркетингом. Не обязательно буквально сажать и расстреливать. Достаточно того, что "у них" по телеку\радио Элвис и Дорз, а у нас "не положено". И первые наши появляются в программах типа "Взгляда", совсем недавно... Я об этом. Надо завязывать с "художественным сгущением красок" про КГБ, а то это нас от темы уводит уже :)
Александр, да, я уже упоминал экономику когда про доступность инструментов говорил. Только я более узко взял...
Павел Забуруев
16 мая 2016, 21:34
Alex, зная эту кухню немного изнутри, могу тебе сказать, что никто не будет раскручивать то, что потенциально не может выстрелить. А вот то, что может — без разницы, какого оно стиля, хоть панк-рок ядреный: будь уверен, что денег дадут, в радио-телевизор запихнут и так далее.
Что касается «не положено», рекомендую почитать книжку Петра Подгородецкого «Машина с евреями». Он в красках рассказывает, как их настолько мощно давила советская система и так мощно не давала нигде играть, что они выступали по стадионам, собирая их битком, и зарабатывали космические деньги.
Разумеется, петь антисоветскую херь или плясать с голыми жопами не дали бы, но вот граждане, подобные указанным выше, вполне неплохо себя ощущали, и даже потом, после развала СССР, начинали внезапно вещать про тоталитарную и не дающую им, творцам, полную свободу творчества :)
Андрей
17 мая 2016, 02:10
Я не знаю, как там в америках, но у нас еще и потребление своеобразное - у нас ходят "посмотреть на артиста". Приехала Дженифер Лопес в Крокус - аншлаг, вся парковка забита насмерть. Что, Лопес собрала за счет полчищ платежеспособных русских фанатов, которые знают все альбомы наизусть? Не думаю!!! Вот приезжал Брайан Мэй дуэтом с молодой певицей Кэрри Эллис. Пол-зала пришло тупо посмотреть на живого Брайана Мэя, показать шмотки и выпить в баре. В середине концерта смотришь в зал - им скучно, сидят трепятся "за жизнь". Зато они способны оплатить относительно дорогие билеты в партер. И, кстати, весьма вероятно и в следующий раз придут. И как их не ругай - это платежеспособный спрос. Раньше привозили в Москву много добротных кавер-бэндов типа "God Save The Queen", а с кризисом у них одни отмены - видимо, сокращение количества бабла на развлечения в массах, помноженное как раз на отсутствие "показать артиста".
Думаю, такое потребление - суть результат наложения кучи факторов, из-за которого граждане приходят в зал НЕ для того, чтобы получить музыкальный кайф. Т.е. подмена понятий - они исполняют некий социальный ритуал, а от музыки - не кайфуют.
Но повторюсь - они билеты покупают, а "качественный слушатель с форумов" - почему-то нет, и в результате Вай с симфоническим оркестром играет для полупустого зала.
Лично я избрал тактику "бабло побеждает зло" - покупаю билеты на хороших артистов на всю свою ячейку общества, ходим - разбавляем унылые массы. Хорошие артисты у нас есть. А как еще победить?
Максим К.
18 мая 2016, 21:22
https://www.youtube.com/watch?v=BrNKRM-rdO4
Саня
23 мая 2016, 14:49
ИМХО, уровень Тимо Толкки не ниже Дага Олдрича.
Павел Забуруев
23 мая 2016, 15:25
Если не разбираться в вопросе — безусловно.
Саня
23 мая 2016, 21:37
Ну, фик знает, называться суперзнатоком в тонкости вопроса не претендую, посему спорить не буду. А статья крутая, безусловно! Нашел удовлетворяющие логику ответы на многие вопросы по поводу того, от чего же у нас всё так уныло)
Добожелатель
01 июля 2016, 21:01
На мой взгляд разговаривать про гитариста как центральное действующее лицо всей этой движухи не вполне корректно. Главное звено в любой группе на мой взгляд это композитор - человек который пишет музыку. У западников как то больше фантазии, все новое оттуда в основном идет и в роке и в попсе - у нас начинают как новье позиционировать то что у них лет 10 назад было. Возникает извечный вопрос - нахера нам свой собственный вторичный и ху№вый никелбэк слизанный в 0 только в гораздо более ущербном качестве, если есть пи%датый американский?
Миша
02 июля 2016, 04:06
Что-то я пропустил эту заметку, блин, на 100% согласен с Павлом, сам часто об этом размышлял, в США даже средние группы покупают минивен и фигачат по 30 концертов в месяц, а у нас вполне фирмовые банды от силы несколько раз в год играют. Ибо, традиции, культура, отсутствие сцены и движухи как таковой и пприводят к тому, что нет перспектив для музыкантов, и большинство проектов либо загибаются, либо находятся в полумертвом состоянии. пс -я в целом про метал- сцену, а не про виртуозов-шредеров, тк у них все еще печальнее