На момент написания этой статьи я находился в Москве: в этом городе я уже не живу, но ряд дел решается здесь, да и родственники остались в России. В таких случаях я не вожу с собой весь свой аппарат (рэковый процессор, мониторы и так далее), а ограничиваюсь минимальным набором: гитара + мини-усилитель.

По большому счету мотивом написания этой статьи являлось распространенное буквально нытье по поводу того, что мол у меня нет прогресса, я не могу нормально заниматься и плохо играю потому, что у меня плохой аппарат, плохой звук на записи и тому подобное.

Про гитары лично я неоднократно упоминал, что для занятий и даже для работы вполне подойдет инструмент за несколько сотен долларов, но вот про аппарат пока особо ничего не писал. В моем арсенале именно для самостоятельных занятий и преподавания в условиях путешествий находится маленький цифровой настольный комбик. Разумеется, его возможности в плане моделирования весьма скромны, а эффекты имеют больше декоративный характер, однако за те деньги, сколько он стоит, я считаю такую реализацию звука действительно прорывом: на нем действительно удобно заниматься. И в данной статье я бы хотел рассказать, как его можно даже записать для какого-нибудь демо, когда зафиксировать музыкальные идеи нужно здесь и сейчас, да еще и желательно облагородить их более-менее приличным звуком.

В качестве небольшого отступления я бы хотел упомянуть об одном достаточно глупом, ну или как минимум неактуальном, стереотипе. Как обычно, этот стереотип кто-то выдумал, а другие вместо того чтобы думать своей головой, просто спопугайничали и разнесли по всему свету. Речь идет о мифе, что якобы заниматься на цифровых процессорах нельзя, котому как там ничего не слышно, непонятно как в реальности извлекаешь звук, и главное — когда включишься в ламповый усилитель, то непременно сядешь в лужу и опозоришься, потому как уж он-то покажет, как ты играешь на самом деле.

Стереотип считаю глупым по ряду причин. Первая — не представляю, в каком состоянии должны быть уши, чтобы быть неспособными услышать очевидную лажу даже на каком-нибудь самом простом POD'е. Вторая — этот стереотип идет из тех времен, когда еще вчерашние советские гитаристы, не имевшие доступа к аппаратуре, внезапно получили возможность покупать процессоры типа «сто в одном». Как и подобает дорвавшимся до благ неуравновешенным гражданам, многие из советских гитаристов использовали эти процессоры ровно одним очевидным способом — как раз таки методом ста в одном. Навешивалось все, что было в приборе: компрессоры, эквалайзеры, хорусы, флэнжеры, фейзеры, дилеи, ревербы и так далее. Все это звучало на фоне процессорного перегруза с вагоном гейна. А как же, очевидно ведь, что все Ван Халены с Гилморами звучат круто потому, что у них эффекты есть и аппаратура, а мы звучали всю жизнь плохо, потому что у нас велосипеда всего этого не было. Но сейчас-то мы покажем всему миру, что не лыком шиты! В качестве результата такого подхода можно послушать разные соляги в попсовых песнях того периода, которые зачастую звучали настолько же кошмарно, насколько можно было вообще настроить процессор.

Если же проявлять некоторую сдержанность и осознавать тот факт, что звук для занятий должен обладать определенными характеристиками и не мешать слушать результат, то заниматься, по моему мнению, можно на любом более-менее приличном цифровом аппарате. И если в те времена очевидно было полно шлака и при любых настройках на самых дешевых зумах или диджитеках было действительно плохо слышно звук своих рук, то при сегодняшнем развитии технологий вполне честный звук способны выдать приборы на пару-тройку сотен долларов, что для такого занятия, как гитара, совсем недорого.

Ну да продолжим. Главная фича моего комбика состоит в том, что он позволяет писать гитару напрямую, подключив его через USB к компьютеру. То есть ему не требуется аудио-карта, какие-либо конвертеры и подобное: он по сути сам является аудио-интерфейсом, и для его записи достаточно установить нужные драйвера и потом указать его в качестве источника звука в вашей DAW. Сам комбик имеет возможность выбора из нескольких типов моделируемых усилителей (чистый, два по сути кранча, два перегруза), эффекты и прочее же я при записи не использую, отправляя в хост только сухой звук. Помимо этого, имеется возможность наруливания некоторых отсутствующих на «морде» комбика параметров, таких как presence и тип кабинета, а также нойз-гейта.

Для примера я взял две вещи, на примере которых я демонстрирую все то, ради чего собственно и писалась статья. Это композиция Стива Вая «Die To Live» и композиция Металлики «Enter Sandman». Выбор композиций был обусловлен тем простым фактом, что в первой есть кусок гитары, которая звучит без остальных инструментов, а для второй мне удалось найти мультитрек и точно также получить гитару сольно, замьютив все остальные инструменты.

Начнем с первой композиции. Задача перед нами стоит простейшая: получить звучание, более-менее близкое к звуку Стива на данной записи, хотя бы тонально. Для «клонирования» звука необходимо взять в исходной композиции какой-либо кусок с гитарой и записать его по похоже по игре к оригиналу. В идеале необходимо нарулить и максимально близкий звук, но так как наши возможности ввиду простоты аппаратуры сильно ограничены, то я просто сделал некий перегруженный звук с более-менее нейтральным тоном. Но главной составляющей все же является исполнение, где нужно достаточно точно в базе воспроизвести оригинал. Вот как это получилось у меня (сначала звучит оригинал, потом — моя записанная напрямую партия).

Первое и основное, что я делаю — это, собственно, и есть клонирование звука. Суть его заключается в том, что необходимо снять АЧХ одного звука, АЧХ второго звука, показать их обе некоему эквалайзеру, который умеет видеть между ними разницу, и эту самую разницу применить ко второму звуку, который в идеале станет похож по частотной характеристике на первый.

Таких эквалайзеров много, я пользуюсь плагином Izotope Ozone — изначально это пакет для мастеринга, и в его состав входит как раз эквалайзер, который умеет делать требуемое. Собственно, его я вешаю на оба трека и сначала снимаю АЧХ гитары Стива:

Мы получили «снимок» (Snapshot) частотной характеристики гитары Стива и я этот снимок так и назвал — Steve:

Следующее, что мы делаем — абсолютно аналогичная операция, только уже над нашей гитарой, то есть мы снимаем характеристику и сохраняем снимок, я его назвал Me:

Теперь нам нужно показать эквалайзеру, что из Me нужно сделать Steve:

Звучать это стало следующим образом:

Настало время повесить эффекты. Я добавил Stereo Delay из стандартного пакета лоджика, плюс RVerb из пакета Waves. Настраивал их сообразно тому, как звучит оригинальная партия, плюс исходя из соображений, как лично я настраиваю звук гитары в подобных случаях. Теперь все это дело звучит у нас так:

Очевидно, что стереобаза у гитары Стива намного шире, чем у нас. Вызвано это может быть тем, что при записи, к примеру, использовалось несколько усилителей и часть из них, например, разводили при помощи стерео-хоруса, или пользовались подобными техниками. Я сделал проще и воспользовался плагином Imager из того же озоновского пакета, просто чтобы расширить стереобазу. Вот как это начало звучать у меня (опять же, сначала Стив, потом я):

После этого я выполняю «финишную» доводку звука. В первую очередь, я доруливаю частотку гитары при помощи параметрического эквалайзера. Я пользуюсь плагином FabFilter Pro Q, так как мне он кажется для этих целей одним из наиболее чистых и нейтральных, плюс имеет массу настроек и удобных фич в духе возможности послушать изменяемый диапазон частот:

В итоге все оно под минус звучит следующим образом:

Теперь я доруливаю общий микс небольшой эквализацией плюс вешаю на него стандартный лимитер. В итоге имеем общую партию — я ее склеил с партией Стива, то есть сначала идет отрезок как обычно Вая, потом мой. Для удобства я залил итоговую запись на Youtube:

Что касается Металлики, то там я сделал ровно то же самое (причем даже на тех же настройках звука на самом комбике), при этом был получен вот такой результат (тут тоже сначала Металлика, потом я):

Ну что же, вполне неплохо для демо-записи, сделанной буквально на коленке. Всего этот процесс на каждую вещь занял у меня не более получаса, включая поиск минуса на эту вещь, поиск и скачивание оригинала записи, запись своей гитары и дальнейшую настройку. Понятно, что я не снимал партию в ноль, а только в очень и очень общих чертах, плюс ко всему я настраивал звук очень приблизительно. Нужно понимать, что целью данной статьи являлось не показать, как на звуке за 300 долларов скопировать звук студии Стива Вая (что очевидно нереально), но показать, что на любом оборудовании при желании можно добиться более-менее приемлемого звучания.

Эксклюзивно для подписчиков моей группы будут доступны пресеты этого звука, дабы каждый мог получить нечто похожее в своих собственных условиях, независимо от DAW и даже плагинов (тот же дилей можно использовать почти любой, который даст возможность аналогичных настроек). Оставайтесь на связи, будем рулить дальше!