Во время очередного перелета столкнулся с новыми нюансами перевозки инструмента, и в свете частых вопросов взаимодействия гитары и самолета решил написать соответствующую статью.

В общем, вам нужно куда-то лететь, и с вами будет ваша гитара. Всего я вижу несколько способов перевозки инструмента:

  1. Взять с собой в салон как ручную кладь.
  2. Сдать в багаж в жестком кейсе.
  3. Разобрать и сдать в багаж в чемодане вместе с вещами.
  4. Отправить отдельно курьерской службой.

Начнем с последнего способа. В принципе, ничего хитрого здесь нет и никаких подводных камней я бы не отметил, но есть несколько серьезных минусов. Первый — сроки: вам потребуется либо отправлять гитару раньше, чем вы полетите, чтобы потом получить ее примерно в день прилета уже на месте, либо же, отправив ее буквально перед перелетом, ждать доставки: как правило, даже быстрые сервисы не привезут ее вам за 1-2 дня, а если какие-то и привозят, то цена отправки будет очень серьезной. Второй минус — собственно, придется платить деньги. Третий — нужно заморачиваться, вызывать курьера, упаковывать (если они сами этого не делают или сомневаетесь в упаковке), или даже ехать в офис службы и сдавать ее, тратить опять же время, заполнять бумаги и так далее. Если речь идет о заграничном путешествии, то придется еще и наверняка думать на тему таможенного оформления. Ну и плюс есть небольшая, но вероятность того, что гитару разобьют или потеряют, поэтому нужно будет заморочиться еще и на тему страховки.

Далее, про сдачу в багаж. Лично я в тот период своей жизни, когда ездил по гастролям, почти всегда сдавал гитару в багаж. При этом нужно отдавать себе отчет, что все происходящее с вашими вещами будет выглядеть примерно так:

Это видео, собственно, и было снято после одного из рейсов во время гастролей, прямо из иллюминатора самолета. Так или иначе шмотки, скорее всего, будут весело летать либо при погрузке, либо при разгрузке, либо же в аэропорту.

Я сдавал гитару в жестком кейсе, закрывая его на замок, чтобы нечаянно кейс не открылся. При этом я не обклеивал его полиэтиленом и в принципе всегда все было нормально. Кейс за полтора года прилично побился, обшивка ободралась, но сам кейс сделан на века, разбить его, судя по всему, не получится даже у бравых швырял.

Один раз, когда я летел в гости в Москву, мне было вообще лень заморачиваться с кейсами, поэтому я сделал просто: разобрал гитару и сложил вместе с вещами в обычный чемодан. Все прекрасно влезло и упаковалось, так как я летел с небольшим количеством шмоток, но выглядело достаточно смешно:

Само собой, если у гитары гриф сквозной или вклеен, то такая штука уже не прокатит, хотя товарищи говорят, что труъ-суровые парни разбирают в дорогу и такие инструменты, а совсем берсерки и собирают назад :)

Тут нужно отметить один неприятный нюанс, а именно: я лично не рекомендовал бы делать это слишком часто, так как дерево все же не металл и резьба под саморезы может порядком разболтаться.

Ну и самый очевидный для многих и массово употребимый способ — взять гитару в мягком чехле с собой в салон самолета. Прежде чем это сделать, я бы рекомендовал подробно исследовать правила авиакомпании на эту тему. Дело в том, что ручная кладь должна иметь определенные габариты и вес, в которые гитара очевидно не уложится, прежде всего по длине. Формально это означает, что с собой ее брать нельзя, но на практике дела обстоят несколько иначе.

По собственному опыту в 99% случаев вопросов ко мне в аэропортах не возникало и я спокойно получал свою бирку для ручной клади и проходил в салон. Но были случаи, когда сотрудник авиакомпании в аэропорту еще на этапе регистрации говорил, что пронести инструмент в самолет не получится. Это далеко не всегда зависит от менструального цикла, настроения или общей злобности сотрудника, а иногда может быть вполне продиктовано определенными обстоятельствами.

Последняя такая ситуация возникла как раз две недели назад, когда я летел компанией S7 в Москву. Девушка, работающаая в авиакомпании, при сдаче багажа сразу предупредила, что самолет буквально битком и гитару просто некуда будет воткнуть при всем желании. На это я возразил, что летал на самолетах этого типа (между моими городами курсируют обычно Аэробусы A320) настолько много раз, что с закрытыми глазами свой ряд найду, и что гитара четко входит в багажную полку над головой.

Собственно, девочка была абсолютно адекватной и грамотной, сказав, что вещей в салон набьют сейчас столько, что разве что на голову сваливаться не будут. В принципе, ситуация вполне вероятная, зная страсть наших людей брать с собой в самолет такое количество шмотья, что хватило бы на круглогодичный гардероб. Но деваться было некуда: сдавать гитару в мягком чехле в багаж резона не было никакого, о чем девочке было немедленно сообщено, и что гитара категорически не поедет по багажной ленте.

Формально она, опять же, была права: инструмент не проходит по габаритам, его по правилам надо сдавать. В таких ситуациях, как мне кажется, все в большей степени зависит от умения договариваться: дипломатия решает все. После очередного радикального нажима на девушку она предложила мне с ее телефона позвонить на горячую линию авиакомпании и задать им вопрос о том, права она или нет, что мы и сделали. На другом конце линии подтвердили, что она полностью права и при таких ситуациях вопрос о проносе гитары в салон решается на месте сотрудником компании по своему усмотрению.

Немедленно девочке был задан вопрос — от чего зависит ее усмотрение: погоды, цвета моих глаз и так далее. В общем, в итоге мы договорились на то, что она будет ждать лично меня возле самолета на посадке, где мы либо попробуем через бортпроводников решить вопрос о размещении инструмента в салоне, либо она лично отправит и разместит гитару в багажном отделении, без грузчиков, и предупредит экипаж, что инструмент мне должны будут отдать сразу по прилету, лично в руки.

Меня такой вариант в принципе полностью устроил и я пошел на посадку со спокойной душой. У самолета мы действительно встретились с этой мадамуазель еще раз, но пройдя в самолет, стюардессы сразу отняли у меня кофр и заверили, что сами обо всем позаботятся и куда-то ее в салоне разместят.

Зайдя таки в салон, я понял, почему девочка действительно серьезно была настроена не пускать меня с гитарой в самолет: было ощущение, что я попал в самолет, на котором эвакуируют беженцев с войны. Я в жизни не видел такого количества шмотья: пакеты, чемоданы, рюкзаки, сумки: они были повсюду. Это был какой-то вещевой ад, отдельно взятый филиал черкизовского рынка в авиалайнере.

Как и подобает нашим, безусловно свободным и неординарным личностям, еще до взлета они немедленно превратились в скотов, и пара скандалов о том, что кто-то забил под завязку шмотьем полки над головой и теперь места нет, а я вот пришла и куда мне теперь девать сумку, случились еще на земле. Опять же, как и подобает культурным людям, эти вопросы решались исключительно в режиме истерики, на повышенных тонах, с водопадом мата и угроз. А всего-то нужно было сделать это позвать кого-нибудь из проводников и попросить найти место. Кстати, это их обязанность, так как размещение вещей входит в обеспечение безопасности полета: любой незакрепленный чемодан в случае экстренной ситуации может начать летать по салону и снести пару бошек ни в чем не повинным пассажирам.

Да, кстати, кто интересуется, зачем просят убирать ноутбуки, айпады, камеры и прочее на взлете и посадке — вот именно поэтому. Представьте металлический макбук, который при экстренном торможении на взлете (там тормоза покруче Феррари) полетит кому-нибудь в висок. 

В общем, даже в этом случае удалось полюбовно, вежливо и спокойно решить вопрос перевозки инструмента, девочке и экипажу я немедленно оформил благодарность, так как люди работают и мне вообще неясно, как они сохраняют рассудок в здравии, каждый раз летая в таком скотовнике.